Хакко Деншин рю
Окума Рюхо
Хакко рю (八 光 流) или Хакко-рю дзю-дзюцу (八 光 流 柔 術) — школа джиу джитсу, основанная в 1941 году Окуямой Рюхо (1901-1987). Хакко-рю дзю-дзюцу современная школа традиционной ориентации.
Шодай Сокэ Рюхо Окуяма (настоящее имя Окуяма Ёсидзи) был учеником Тошими Хосаку Мацуда, одного из инструкторов школы Дайто-рю. В то время, самая высокая степень, присуждаемая в Дайто-рю называлась Кёдзю Дайри и соответствовала статусу «заменяющий учителя». Тошими Мацуда, родившийся в 1895 году, был учеником Такэда Сокаку и получил степень Кёдзю Дайри в 1928 г.
Окуяма Ёсидзи стал учеником Мацуда Тошими в возрасте 27-и лет. Одновременно Окуяма изучает традиционную восточную медицину у известных специалистов: Хирата Рёдзан и Минами Хайдзан. В 1936 г. Окуяма Рюхо также получает инструкторскую лицензию Ккёдзю Дайри на право обучения Дайто-рю. В дневнике Шодай Сокэ есть запись, что в 1939 году он прошел 5-ти дневный курс обучения у Такэда Сокаку. Большая часть архива семьи Окуяма сгорела во время авианалета во время войны вместе со зданием Хакко-рю кобудзюку, поэтому полностью восстановить биографию Шодай Сокэ и документально подтвердить многие моменты не представляется возможным.
Окуяма активно участвовал в общественной и политической жизни Японии. Деятельный характер не позволил Окуяме сидеть сложа руки. Во время своих многочисленных поездок по Японии Окуяма знакомится с представителями других японских боевых искусств. Полученные знания не позволяют Окуяме замыкаться в рамках одного Дайто-рю айкидзюдзюцу, и он постепенно начинает формировать собственную школу универсального будо, акцентируя внимание на работе с энергетическими меридианами и биологически активными точками. Формирование Хакко-рю дзю-дзюцу как самостоятельного направления продолжалось на протяжении всей жизни Окуямы Рюхо. Это видно даже по смене названий школы, которая до 1938 г. именовалась «Мэйсидо» («Путь выдающего человека»), с 1938 г. по 1941 г. − «Синсидо» («Путь джентльмена»), и только в июне 1941 г. обрела свое окончательное название «Хакко-рю».
Техника Хаккорю — это не что иное, как чистый инстинкт самозащиты, который подготавливает ваш дух к неотложным вопросам жизни и смерти.То есть, когда человек сталкивается с насилием, можно сказать, что Хаккорю обеспечивает естественные, простые и практические методы, позволяющие спокойно противостоять неизбежной опасности и без колебаний двигаться и наказывать нападавших разумно и легко в одно мгновение.
1 июня 1941 г. в синтоистском храме Мотодзи Мэй-гу токийского округа Сиба на специальной церемонии Окуяма официально провозгласил о создании школы Хакко-рю дзю-дзюцу. В тот же день Окуяма принял «боевое имя» Рюхо — «Пик дракона». Основоположником школы (кайсо) Хакко-рю на упомянутой церемонии был провозглашен легендарный основатель Дайто-рю айкидзюдзюцу третий сын Минамото-но Ёриёси Минамото Синра Сабуро Ёсимицу.
В ноябре 1947 г. Шодай Сокэ переехал в г. Омия в префектуре Сайтама неподалеку от Токио, где основал Хакко-дзюку хомбу додзё – Главное додзё частной школы Хакко, находящееся там по настоящее время.
Методы Хакко-рю тесно связаны с Дайто-рю, но на формирование школы огромное влияние оказало увлечение Окуямой восточной медициной. Система Кохо Игаку шиацу преподается членам школы на всех уровнях и является обязательным требованием для уровня Шихан и выше. За основу системы дзю-дзюцу также взята теория энергетических меридианов в теле человека, позволяющая за счет воздействия на биологически активные точки манипулировать телом противника. Исходя из принципов простоты и универсализма техники, Окуяма попытался избежать ее ненужного усложнения. Поскольку человеческий организм функционирует у всех примерно одинаково, то, зная базовый принцип воздействия на противника, человек любого возраста, национальности и телосложения может его повторить. Методика и краткость срока обучения в Хакко-рю поражают даже японцев.
Хакко рю разрабатывалась исключительно как система самообороны. Цель новой школы Шодай Сокэ видел в объединение в рамках одной школы воинского и врачебного искусства, чтобы наглядно показать, что это две стороны одной медали. Одни и теми же методами человека можно лечить или нанести ему не поправимый вред.
Название школы «Хакко-рю» переводится как «Школа восьми лучей». Название основано на философской интерпретации представлений о цветовом спектре в японской традиции. Световой поток делится на девять цветовых полос. Восьмая полоса (луч) — ультрафиолетовая. Эта полоса не видима для человеческого глаза, но ответственна за появление солнечных ожогов. «Тайный смысл» названия — даже от незначительных, незаметных усилий может исходить удивительная сила. Никто не замечает их влияния на организм до тех пор, пока не будет нанесен ущерб.
Число 8 в японской культуре символизирует бесконечность — полноту и многообразие всех вещей в мире. Ученик должен полностью освоить базовые методы и правильно понимать заложенные в них принципы. Тогда он сможет комбинировать их в соответствии с собственными интерпретациями, получая бесконечное количество вариаций техник.
Эмблемой Хакко-рю является мон клана Минамото фиолетового цвета. Члены семьи Окуяма являются потомками клана. Геометрическая конструкция из восьми квадратов, непосредственно связана с названием школы. Группировка квадратов в четыре фигуры означает готовность к атаке со всех сторон.
Фиолетовый цвет в Японии символизирует честь и является цветом императора.
В основе всей техники Хакко-рю дзю-дзюцу лежат три базовых принципа, сформулированных Рюхо Окуямой: нет вызова, нет противодействия, нет травм…
не вызов (挑まず — идомадзу) – не провоцировать, не атаковать первому, один из сложнейших для понимания и овладения. Практики Хакко-рю Дзюдзюцу пытаются предотвратить насильственные действия прежде, чем они произойдут. Это основная идея Хакко-рю.
не противодействие (逆らわず- сакаравадзу) – отсутствие силового сопротивления. Физическое расслабление и умственное спокойствие важны на всех этапах обучения Хакко-рю дзю-дзюцу. Не противодействуйте силе нападающего, сосредоточьтесь на том, где он слаб.
не повреждение (傷つけず — кидзу цукэдзу) – не травмировать противника. Сложный, но необходимый навык искусства самозащиты – уметь эффективно контролировать атакующего без нанесения увечий. В Хакко рю техники зачастую весьма болезненны, но эта боль носит временный характер.
Хакко-рю стала первой школой традиционного джиу-джитсу, где множество учеников не японцев смогли достичь высшего уровня передачи знаний и соответствующего признания. После смерти основателя в 1987 году, его последователем и вторым Соке стал сын Тоши Окуяма, принявший согласно традиции имя отца — Нидай Соке Рюхо Окуяма. Многие филиалы вышли из состава Школы после смерти Шодай Соке, мотивируя это политическими осложнениями возникшими в отношениях внутри организации, а также недовольством в смещении акцентов в обучении.
В начале 90-х годов три шихана Хакко-рю, имеющие высшую степень посвящения Сан Дай Кичу от Шодай Сокэ, Антонио Гарсиа, Майкл ЛаМоника и Ясухиро Ириэ основали крупную международную организацию «Кокодо Рэнмэй» (皇光道連盟, Императорский союз Пути к сердцу) и создали ответвление «Хакко Деншин рю Дзю-дзюцу» (八光伝心流柔術, Школа дзю-дзюцу, сохранившая истинный дух Хакко).
В Хакко Деншин Рю изучают ортодоксальную технику школы Хакко-рю, стараясь сохранить наследие Шодай Сокэ в неизменном виде. Упор в Хакко Деншин Рю сделан на прикладной аспект самообороны. Поэтому в программу Хакко Деншин рю включена работа с оружием.
Начинается все с короткой палки (тамбо), затем идёт изучение работы с коротким шестом (дзё). Далее идет комплекс Гошин-иай — техники с катаной. Такое построение тренировочного процесса позволяет уверенно переходить от работы с оружием к работе без оружия, и свободно противодействовать как вооружённому противнику, так и безоружному.
Учебная программа
Программа школы Хакко Деншин рю состоит из двух направлений:
- Явара, рукопашный бой и приемы боя с различными предметами в руках;
- Кохо-шиацу, система пальцевой акупунктуры (надавливание пальцами на биологически активные точки тела).
Техника рукопашного боя Хакко Деншин рю включает разнообразные болевые замки на руки, с последующим броском либо удержанием, удушающие приемы, а также набор шоковых точечных ударов (атэми-вадза).
В Хакко Деншин рю используется система передачи знаний, введенная Шодай Сокэ Окуямой. Обучение основано на Ката — обусловленных форм действий на определенные атаки. Порядок ката определен логическими связями, то есть техники изучаются одна за другой, последующие основаны на предыдущих. Эти взаимосвязи развиваются в единое целое.
Обучение начинается с раздела Омотэ (внешний, открытый). Методы Омоте не подлежат изменению. При освоение Омотэ важно не торопиться. Суть техники всегда будет ускользать от тех, кто не уделил должного внимания основам. Независимо от потраченного времени на освоение, только после изучения всего раздела Омотэ и демонстрации способности применять принципы в технике, ученик будет допущен к изучению следующих разделов. Если ученик получит рекомендацию, он будет допущен к изучению секретных точек (Хиги), скрытых методов (Окудэн) и получит полную передачу (Кайдэн).
Омотэ состоит из четырех наборов ката:
- Шодан Ги;
- Нидан Ги;
- Сандан Ги;
- Ёндан Ги.
Каждый набор соответствует уровню черного пояса и опирается на предыдущий.
В каждом наборе не так много техник. Техники должны быть хорошо поняты, чтобы освоить базовые методы. Каждый метод представляет собой принцип, а не только одно движение и поэтому имеет бесконечные вариации.
Хотя здесь можно увидеть некое противоречие с базовыми принципами, атеми в изобилии присутствуют в рамках учебного плана Хакко Деншин рю и изучаются с самого начала. Базовые методы нанесения удара — мецубуши (目潰し- закрывающий глаза) и иппонкен (一本拳 — один кулак), которыми часто атакуют точки на меридианах нападающего. В идеале, каждое движение должно быть направленным воздействием в болевую точку противника.
Многие из методов имеют одинаковые названия, однако методы отличаются в зависимости от уровня. Важно понимать это, чтобы не путаться.
Хакко Деншин рю имеет три продвинутых уровня, обучение которым возможно только в Хомбу-додзё. Эти уровни: Шихан, Кайдэн-шихан и Шихан Сандайкичу. Ученик должен быть приглашен Сокэ в Хомбу, чтобы изучить техники продвинутого уровня. Получить приглашение можно только по рекомендации действующего шихана.
Задачей Хакко Деншин рю является нейтрализация нападающего и контроль над противником без причинения ему тяжелых травм, по возможности. Техника Хакко рю считается одной из наиболее болезненных в японских боевых искусствах.
В Хакко Деншин рю используются естественные движения тела, поэтому этим техникам любой может обучиться достаточно быстро. И нашей школой можно заниматься в любом возрасте. Это отличает нас от других боевых искусств.
Дан сертификат Хакко Деншин рю
Сертификат Шихана Хакко Деншин рю
Сертификат технического директора Хакко Деншин рю России
初段技 Техники первого уровня
Сувари Ваза 座技
- Хакко Дори 八光捕
- Kao атэ 顔当
- Хиза гатамэ 膝固
- Тэ кагами 手鏡
- Айки нагэ 合気投
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Учикоми дори 打込捕
Хантачи Ваза 半立技
- Ёко кататэ осаэ дори 横片手押捕
- Киза моротэ осаэ дори 椅座諸手押捕
Тачи Ваза 立技
- Хакко земэ дори 八光攻捕
- Тачи атэ 立当
- Тачи тэ кагами 立手鏡
- Хики нагэ 引投
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Учикоми дори 打込捕
- Куби шимэ дори 首締捕
- Уширо земэ отоши 後攻落
Тамбо-дзюцу 短棒術
- Фури агэ 振上
- Фури гъяку куби джимэ 振逆首締
- Фури хадака джимэ 振裸締
- Ёко гъякутэ удэ хишиги 横逆手腕挫
- Ёко кататэ каннуки гатамэ 横片手閂固
- Ёкомэн учи тэ кагами 横面打手鏡
- Ура ёкомэн учи коноха гаэши 裏横面打木葉返
- Ура ёкомэн учи мунэ гатамэ 裏横面打胸固
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Учикоми дори 打込捕
- Шомэн учи тэнчи нагэ 正面打天地投
- Шомэн учи ката гатамэ 正面打肩固
Методы Хакко-рю дзю-дзюцу изучаются двумя основными способами: сувари-ваза (на коленях) и тачи-ваза (стоя).
Первоначальная подготовка в положении на коленях имеет две конкретные цели: первая заключается в том, чтобы позволить учащемуся полностью изучить специфику конкретной техники и овладеть принципами, чтобы он знал, что заставляет ее работать и что мешает ей работать. На этом этапе обучения ученику не нужно слишком беспокоиться о ногах или передвижениях. Второй целью тренировки на коленях является развитие эластичности в ногах, равновесия, силы в бедрах, и ощущения тандэна.
Тренировка в положении стоя должна показать, что техники хорошо изучены на коленях. Это позволяет учащемуся сосредоточиться на положении тела и движении ног, так как движения рук уже освоены. Ему не нужно изучать движение рук и сопутствующие передвижения ног одновременно, рискуя совершить ошибку, или, что еще хуже, запутать себя, пытаясь сосредоточиться на двух вещах сразу. Окончательная интеграция движения ног и тела с соответствующей техникой рук, выполняемая плавно, быстро и эффективно, позволяет взять противника под контроль.
二段技 Техники второго уровня
Сувари Ваза 座技
- Мацуба дори 松葉捕
- Тэ кагами 手鏡
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Коноха гаэши 木葉返
- Учикоми дори 打込捕
Хантачи Ваза 半立技
- Мае рётэ осаэ дори 前両手押捕
- Мае моротэ осаэ дори 前諸手押捕
Тачи Ваза 立技
- Мацуба дори 松葉捕
- Макикоми 巻込
- Шуто джимэ 手刀絞
- Мунэ коноха гаэши 胸木葉返
- Коноха гаэши 木葉返
- Тэ кагами 手鏡
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Ая дори 綾捕
- Учикоми дори 打込捕
- Мае нихо нагэ 前二方投
- Уширо нихо нагэ 後二方投
Дзё-дзюцу 杖術
- Цуки ири 突入
- Коши ори 腰折
- Аши гатамэ 足固
- Гансеки отоши 岩石落
- Цуки рюфу 突龍風
- Рё мунэ дори 両胸捕
- Удэ макикоми 腕巻込
- Дзё гаэши 杖返
- Уширо бэнкей дори 後弁慶捕
- Уширо аши дори 後足捕
- Агэ аши гатамэ 上足固
- Аши гарами 足 絡
Основные принципы Нидан Ги: нидан-контроль запястья; Мацуба дори; Коноха гаэши; Маки коми; Айя дори и Шуто джимэ.
На уровне Нидан Шодай Сокэ Окуяма определял уровень навыка практикующего как: … ученика, который способен более свободно общаться с партнером, чтобы узнать смысл боя и различные аспекты Немедленной защиты. Он способен применять все основные методы на нормальной скорости. Это уровень специалиста, а не просто изучающего. На этом уровне важно научится расслабляться и начать развивать спокойную уверенность в своих навыках. Расслабляясь во время практики, ученик может повысить свой болевой порог. Это меняет отношение ученика к самозащите. Он учится расслабляться быстрее, чтобы, столкнувшись с потенциально угрожающей ситуацией, его ответ был естественным, спонтанным и эффективным.
Методы Нидан во многих случаях выполнить легче, чем Шодан, и в большинстве случаев они более болезненны. Их применение вызывает напряжение и боль в суставах запястий, локтей и плеч. Без особых усилий техника контроля может быть легко превращена в травмирующую технику. Однако такая крайность морально оправдана только в опасных для жизни ситуациях.
三段技 Техники третьего уровня
Сувари Ваза 座技
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Тэ кагами 手鏡
- Учикоми дори 打込捕
- Цукими дори 突身捕
- Ая дори 綾捕
Хантачи Ваза 半立技
- Ёко дори 横捕
- Моротэ осаэ дори 諸手押捕
- Уширо гъяку куби шимэ дори 後逆首締捕
Тачи Ваза 立技
- Мацуба дори 松葉捕
- Рюо мунэ осаэ дори 両胸押捕
- Эмон дори 衣紋捕
- Тэ кагами 手鏡
- Тэ кагами 2 手鏡
- Учикоми дори 打込捕
- Цукими дори 突身捕
- Катамунэ осаэ мочимавари 片胸押持廻
- Катамунэ осаэ мочимавари 2 片胸押持廻
- Ёкомэн учи мочимавари 橫面打持廻
- Рётэ мочимавари 両手持廻
- Уширо земэ дори 後攻捕
- Уширо эмон дори 後衣紋捕
- Уширо оби хики дори 後帯引捕
- Уширо оби хики дори 2 後帯引捕
- Мае оби хики дори 前帯引捕
- Мае оби хики дори 2 前帯引捕
- Нуки учи дори 抜打捕
- Цукоми дори 突込捕
- Уширо хакко дори 後八光捕
Гошин иай 護身居合
- Удэ дори 腕捕
- Мунэ дори 胸捕
- Мае нихо нагэ 前二方投
- Ёко гъякутэ дори 横逆手捕
- Ёкомэн цуки мочимавари 横面突持廻
- Коноха гаэши 木葉返
- Цукими нагэ 突身投
- Гъяку мацуба дори 逆松葉捕
- Тэ кагами 手鏡
- Эмон дори 衣紋捕
- Уширо эмон дори 後衣紋捕
Техники Сандан Ги связаны с техниками Нидан. Многие из методов имеют одинаковок название, но выполняются по-разному. На этом этапе изучается Гаккун — специальный замок запястья, уникальный для Хаккорю.
В Сандан Ги немного иначе применяются принципы, изученные ранее в Шодан Ги и Нидан Ги, такие как Тэ Кагами и Маки Коми. Добавляется принцип Мочи Мавари, являющийся основополагающим в Сандан Ги. Этот принцип в сочетании с Гакуном дает возможность привести противника в любую позицию или место, позволяя контролировать, зафиксировать или бросить противника, в зависимости от ситуации или вашего желания. Эффективность каждого из четырех основных принципов Сандана Ги (Гакун, Мочи Мавари, Тэ Кагами и Маки Коми) зависит от точности, скорости, неожиданности и практики.
Шодай Сокэ Окуяма заявлял: «Сандан в Хакк-рю, несомненно, способен противостоять нескольким противникам одновременно. Теперь он выполняет методы с надлежащей мощностью, большей скоростью и точностью. Его знание различных меридианов тела и их влияние на определенные внутренние органы дает ему преимущество в реакции на атаку. Это тот уровень, когда знание становится большим, чем просто набор техник».
四段技 Техники четвёртого уровня
Сувари Ваза 座技
- Мунэ осаэ дори 胸押捕
- Удэ осаэ дори 腕押捕
- Эмон дори 衣紋捕
- Тэ кагами 手鏡
Хантачи Ваза 半立技
- Ёко дори 横捕
- Ёко нинин дори 横二人捕
Тачи Ваза 立技
- Мунэ дори 胸捕
- Тэ кагами 手鏡
- Цукими дори 突身捕
- Уширо земэ дори 後攻捕
- Уширо хакко дори 後八光捕
- Учикоми дори 打込捕
- Шомэн атэ дори 正面当捕
- Ёкомэн учи дори 横面打捕
- Ойкакэ дори 1 追懸捕
- Ойкакэ дори 2 追懸捕
- Хэйко дори 並行捕
- Котэ гаэши дори 小手返捕
- Шомэн учи дори 正面打捕
- Нуки учи дори 抜打捕
- Цукоми дори 突込捕
Методы Ёндан Ги являются развитием техник, освоенных на предыдущих уровнях. Изучается Ёндан гаккун — болевое воздействие на внутреннюю сторону предплечья.
Традиционно на одном занятии учащимся предлагается максимум три метода. Только освоив эти методы, они могут изучить следующие три. Практикуя каждый новый метод, важно пересмотреть все другие методы, изученные ранее, и применить вновь полученные принципы к другим методам. Порядок учебной программы при освоении техник имеет первостепенное значение.
Изучение Ёндан Ги включает в себя полный обзор всех предыдущих уровней, обеспечивающий правильное выполнение всех техник и понимание основополагающих принципов. Ученика должен продемонстрировать способность легко переходить от одного уровня к другому в применении техники и способность переходить от одной техники к другой, без колебаний, если одна из техник не проходит. Ёндан должен уметь продемонстрировать несколько применений техники и / или принципа, а также показать применение нескольких принципов с разных уровней в рамках применения одного метода.
Сознательный отказ от применения силы является основным принципом школы Хакко-рю