Сокаку Такэда. Sokaku Takeda | 武田 惣角
Сокаку Такэда является выдающимся представителем традиционного джиу-джитсу. Преподавательская деятельность Сокаку помогла восстановить интерес к классическим боевым искусствам Японии в современном мире. Школа, которую он создал и которой обучал за свою жизнь около тридцати тысяч студентов, сегодня является одной из самых известных школ японского джиу-джитсу. Кроме того, система Дайто-рю предоставила техническую основу Айкидо, Хакко-рю и Хапкидо. Несмотря на свое значение в мире боевых искусств, где многие традиционные школы исчезли или превратились в спортивные состязания, Дайто-рю остаётся малоизвестной для широкой аудитории.
Нет никаких документальных подтверждений существования Дайто-рю до начала преподавательской деятельности Сокаку Такэда. Хотя деятельность самого Сокаку задокументирована наиболее полно, по сравнению с другими мастерами боевых искусств первой половины ХХ века. Около пятидесяти лет, будучи инструктором, Такэда тщательно отслеживал зачисление, участие и оплату своих учеников в книгах зачисления (Эймейроку) и оплаты (Шарейроку). Эти записи дают убедительные доказательства о степени влияния Такэды и о высоком социальном статусе многих его учеников.
Из-за отсутствия документов история жизни Сокаку Такэда и создания Дайто-рю сформировались из воспоминаний его учеников и комментариев людей, знавших Сокаку. Основным источником информации о ранних годах Сокаку Такэда являются воспоминания его сына Токимунэ Такэда. Огромную работу по восстановлению биографии Сокаку Такэды провел Стэнли Пранин. Занимаясь историей Айкидо Пранин решил найти истоки боевого искусства Морихэи Уэсиба. Благодаря его исследованиям сохранившихся документов, удалось развеять множество мифов окружавших имя Сокаку.
В первую очередь Сокаку Такэда следует рассматривать как мастера боевых искусств, приверженца традиционных самурайских ценностей, рассматривающего жизнь как поле битвы, где момент небрежности может привести к смерти. Для Сокаку его с трудом полученные боевые навыки были секретами, которые ревностно охранялись и показывались только ответственным, часто высокопоставленным людям.
Корни Дайто-рю айкидзюдзюцу были предметом многих спекуляций. Сокаку заявлял, что искусство передавалось в клане Айдзу в течение нескольких сотен лет. Свитки передачи (мокуроку), выданные студентам Сокаку, включают список прямых предков, заканчивающихся его дедушкой, Соэмоном, через которого он унаследовал искусство. Все попытки документально подтвердить эту информацию оказались безрезультатными.
Достоверно можно утверждать только об обучении Оно-ха Итто-рю кендзюцу. Конкретное содержание других искусств клана Айдзу остается неясным. Какими бы ни были навыки, полученные в клане, также не вызывает сомнений обучение Сокаку в додзё знаменитых фехтовальщиков Кенкичи Сакакибара и Сюндзо Момонои и его длительные поездки для самосовершенствования (более десяти лет путешествий по Японии, несомненно, сыграли важную роль в формировании как арсенала школы, так и характера Сокаку). Всё указывает на то, что Дайто-рю Сокаку Такэда, которому он учил более пятидесяти лет, является обобщением его обширного личного опыта.
Политические и военные потрясения, происходящие в клане Айдзу и особые обстоятельства семьи Такэда, несомненно, сыграли определяющую роль в пробуждении у Сокаку страсти к боевым искусствам. Айзу возглавлял союз кланов в северном Хонсю, который сопротивлялся авторитету нового императорского правительства, пришедшего к власти в 1868 году. Противостояние между сторонниками Сёгуната Токугава и проимператорскими силами закончилось гражданской войной Босин сэнсо [1868-1869]. Из-за доступности современного стрелкового оружия и техники войска, поддерживающие императора, одержали победу над превосходящими силами Сёгуната. В мае 1868 года капитулировал Эдо — резиденция сёгунов, который позже был переименован в Токио. Большая часть Японии признала власть императора, но клан Айдзу с несколькими сторонниками продолжал сопротивление. Только 23 сентября 1868 года после месячной осады клан Айдзу признал поражение. С этим связан трагический инцидент — самоубийство группы молодых самураев отряда Бяккотай, ошибочно решивших, что крепость Айдзу пала. Замок Айдзу Вакамацу был разрушен, большая часть окружающего города сгорела. В этом пожаре были уничтожены практически все документы клана.
В финальной стадии войны адмирал флота Сёгуната, Эномото Такэаки, с остатками флота бежал на остров Хоккайдо и организовал там республику Эдзо, взяв за основу американскую модель и объявив себя президентом, но в мае 1869 года был разгромлен войсками императора, после чего война была закончена.
Вся эта история проходила на глазах Сокаку Такэды, который был всего лишь ребенком, но очень остро переживал трагедию семьи. Если изучать жизнь Сокаку Такэда, становиться ясно, что его судьба осталась связанной с кланом Айдзу. Большую часть времени он преподавал в областях, которые были опорными пунктами приверженцев Сёгуната. Это не удивительно, учитывая его семейную историю.
Детство и юность Сокаку Такэда
Сокаку Такэда родился 10 октября 1859 года в особняке Такэда в Ойке, провинции Айдзу (Фукусима в настоящее время). Его отец Сокити Такэда [1819-1906] был «госи» (郷士) самураем низкого ранга, который унаследовал часть обрабатываемой земли, переданной его семье. Сокити женился на Томи, дочери Денгоро Курокочи [ок. 1803-1868]. Денгоро Курокочи был видным членом клана, экспертом в копье, метании стрелок и сюрикенов (лезвий). У родителей Сокаку было в общей сложности четверо детей — три сына и дочь, из которых Сокаку был вторым сыном.
Сокити был страстным борцом сумо, который весил около 110 кг и имел титул одзэки в своей провинции. Сокити также превосходно владел мечом и дзёдзюцу и имел собственное додзё. Отец Сокаку был образованным человеком и организовал в своем поселении также начальную школу при храме. Перед обучением школьным предметам в храме Сокити проводил тренировку по сумо.
Сокити имел военный опыт в качестве артиллериста. Во время войны Босин сражался на стороне клана Айдзу, и лично убедился, что значение классических самурайских школ осталось в прошлом. Даже самый опытный фехтовальщик уже не представлял угрозы для простого человека, обладающего огнестрельным оружием. Практика боевых искусств внезапно потеряла смысл и многие школы фехтования были закрыты. Ориентируясь на изменения того времени Сокити наставлял своего старшего сына Сокацу на получение академического образования и подготовке к вступлению в синтоистские священники.
Юный Сокаку был энергичным ребенком, воспевавшим мятежный дух, и был постоянным источником разочарований для отца. Попытки Сокити заставить своего озорного второго сына посещать храмовую школу встретили отчаянное сопротивление, и Сокити в конечном итоге отказался от надежд на получение Сокаку даже базового образования. Единственным способом обратить внимание Сокаку на книги, оказалось чтение рассказов о боевой доблести. Позже он хвалился тем фактом, что, несмотря на неграмотность, его важность была такова, что он мог заставить образованных людей писать для него.
Мальчишкой Сокаку видел разворачивающиеся вокруг него события во время войны в Айдзу. Несмотря на то, что он знал ужас и кровопролитие войны, волнение и зрелище боя увлекали его. Первый опыт в тренировках боевых искусств Сокаку получил под присмотром отца. Среди членов клана Айдзу было много копейщиков, и Сокити узнал Ходзоин-рю Такэда-ха содзюцу от своего тестя Денгоро Курокочи. Сокаку с раннего возраста проявил склонность к боевым искусствам, и отец учил его Ходзоин-рю и сумо.
Сокити был одним из самых опытных борцов сумо в Айзу. Сокаку быстро воспользовался преимуществом опыта своего отца и возможностью тренироваться с другими борцами, которые обучались в додзё. Несмотря на небольшие рост и вес, он был очень техничным и проворным.
Подростком Сокаку соревновался без разрешения отца в региональных турнирах сумо и часто выходил победителем. Поскольку его отец был профессиональным борцом, он был против участия Сокаку в любительских турнирах. Сокаку было запрещено участвовать в местных чемпионатах. Несмотря на принятые меры, Сокаку несколько раз сбегал, чтобы принять участие в соревнованиях.
Практика меча Итто-рю являлась давней традицией в клане Айдзу, а семья Сибуя, которая служила придворными врачами, была среди самых опытных практиков. В 12 лет Сокаку Такэда приступил к изучению техники владения мечом в школе Оно-ха Итто-рю у Сибуя Тома. Каждый день после обеда он тренировался в Йокикан-додзё. Позже Сокаку включил техники меча Оно-ха Итто-рю в арсенал системы Дайто-рю айкидзюдзюцу. Более того, на первых страницах нескольких книг о регистрации есть записи о Сокаку Такэда, как ученике Оно-ха Итто-рю Тома Сибуя. В 1876 году, после 6-и лет обучения, Сокаку получил Мэнкё Кайдэн (свидетельство об окончании, удостоверяющий постижение всех технических тонкостей) школы Оно-Ха Итто-рю.
В возрасте тринадцати лет, после изгнания из школы за плохое поведение, Сокаку удалось убедить своего отца разрешить ему изучение еще одной школы кендзюцу. В 1873 году по просьбе отца Сокаку Такэда стал учеником Сакакибара Кенкичи [1830-1894] и остался жить в его Додзе в Токио, чтобы постичь искусство Дзикисинкаге-рю. Сокити и Сакакибара были старыми друзьями и сражались вместе в армии Сёгуната. Сокаку слышал о захватывающих турнирах фехтования, которые были популярны в то время.
Сокаку провел около двух с половиной лет в додзё Сакакибары и преуспел в обучении. В учебную программу школы помимо меча входило также владение шестом (бо), малым луком (ханкю), короткой палкой (дзё), кусаригама, нагинатой и сюрикэнами. Позже Сокаку тоже участвовал в публичных демонстрациях, где продемонстрировал свою прекрасную технику. Однако ему быстро надоели зрелища, которые вырождались в простые акробатические спектакли. Он считал их деградацией боевых искусств. Вместо этого Сокаку сконцентрировался на тренировках в додзё Сакакибары. В это время он участвовал в матчах с мастерами других школ. Он также брал уроки у специалистов, которые ранее преподавали в военном институте Сёгуната. Кроме того, Сокаку совершал визиты в додзё разных школ в Токио для дополнительного обучения и проверки своих навыков в схватках с другими практикующими.
В подростковом возрасте у Сокаку Такэды было несколько случаев, когда ему пришлось использовать свои боевые навыки. Весной 1875 года он прибыл на мост в Инаваширо в префектуре Фукусима вечером, уже после наступления темноты. На него напали без предупреждения с двух сторон. В процессе побега он порезал ноги четырем или пяти нападавшим своим мечом. По всей видимости, это был конфликт враждующих подростковых банд. В итоге, Сокаку сумел спастись, прыгнув в реку.
Самураи княжества Сацума. Сыграли ключевую роль в войне Босин.
Борцы сумо, 1890 г.
Традиционные воинские искусства Японии.
Токио, конец 19-го века.
14-й Сокэ Касима Дзикисинкаге-рю Сакакибара Кенкичи с основателем школы Дзикисинкаге-рю нагината-дзюцу Сатакэ Ёшинори.
Храм Никко.
Самурай в одежде для странствий.
Поединок в кендо.
Трупа акробатов.
Совершенствование бойцовских навыков
Пребывания Сокаку Такэды в Токио было прервано внезапной смертью старшего брата Сокацу в 1876 году. По пути домой рядом с перевалом Айдзубанж было пустынное место, где три бандита грабили и убивали путешественников. Не послушав совета местных жителей, Сокаку отправился через перевал в одиночку и столкнулся с преступниками. Сокаку удивил трех мужчин молниеносной серией атак и сбежал из засады. В результате полученных ран один из нападавших умер, а двое были серьезно травмированы.
Сокити решил, что Сокаку займет место священника вместо старшего брата. По настоянию отца семнадцатилетний молодой человек был отправлен в Храм Цуцуковаке префектуры Фукусима (провинция Айдзу перестала существовать к этому времени), чтобы стать священником. Главным священником там был Хошина Чиканори [1830-1903], ранее известный как Сайго Таномо. Сайго Таномо когда-то был главным советником клана Айдзу и служил генерал-губернатором Айдзу Ширакавагути во время гражданской войны Босин. В 1868 году, когда поражение было очевидным, Таномо тайно сбежал с небольшим отрядом, в который входил и Сокити, чтобы искать помощи вне дома. Убежденная в смерти мужа, жена Таномо, Чьеко и еще двадцать один член семьи совершили самоубийство.
После капитуляции замка Айдзу Таномо вошел в семью своих предков и взял имя Чиканори Хошин. Чиканори был давним сторонником Такамори Сайго и оставался сочувствующим его делу даже после поражения Айзу. Он, без сомнения, сообщил Сокаку о современной политической ситуации, в том числе о волнениях в клане Сацума. Похоже, что время, проведенное с Чиканори, вызвало у Сокаку сильное сочувствие к взглядам Такамори Сайго. Такамори Сайго [1827-1877] сыграл ключевую роль в восстановлении Императора Мэйдзи и мирной сдаче замка Эдо. Он ушел на Кюсю из-за разногласий с аспектами политической реформы и разочарований в новом имперском правительстве, которое он помог создать.
Воспользовавшись первым же подвернувшимся случаем Сокаку покинул храм и отправился на юг с целью присоединиться к антиправительственному мятежу Такамори на Кюсю. По пути Сокаку остановился в додзё своего учителя в Токио. Сакакибара угадал его истинные намерения и направил Сокаку с рекомендательным письмом к другому мастеру меча в Осаку. Moмонои Сюндзо [1826-1886], директор школы Кюошин Мейчи-рю, которому тогда было около пятидесяти лет, служил ранее главой колонны Сёгуната Токугава во время гражданской войны вместе с Кенкичи Сакакибарой и в охране Сёгуна в Осаке. Однако, будучи преданным императору, он сбежал в одиночку из замка Осака, узнав, что армия Сёгуна стала врагом императора.Сокаку прибыл в додзё Момонои в начале ноября 1876 года. Он произвел впечатление на Момонои своей техникой и удивительной маневренностью и получил личные наставления от мастера. Позже Сокаку даже утверждал, что победил Момонои в трех из пяти матчей после тренировки в додзё. Сюндзо пытался отвлечь Сокаку от его планов. Но отказ все же был вынужденным, после нескольких неудачных попыток присоединиться к мятежникам. Вскоре после этого Сокаку узнал, что войска одного из лидеров противника Сайго включали солдат из клана Айдзу. Сокаку был вынужден отказаться от своих планов присоединиться к армии Сайго, чтобы не воевать с членами собственного клана.
После окончания восстания Сацума в сентябре 1877 года Сокаку отправился на Кюсю, чтобы продолжить свое путешествие для самосовершенствования. Полиция держала использование оружия под строгим контролем, и большинство школ меча приостановили свою деятельность. Тренироваться не получалось и Сокаку Такэда присоединился к труппе акробатов в префектуре Нагасаки. Будучи проворным и хорошо подготовленным, он быстро усовершенствовал свои навыки в акробатике. Сокаку выступал с труппой во многих местах, пока однажды не оказался в префектуре Кумамото. Там он увидел показательные выступления мастера каратэ, который был членом другой труппы. Несмотря на выдающиеся навыки каратиста, Сокаку смог победить его в рукопашном поединке. Одной из целей его поездке на Кюсю, а затем на Окинаву, как раз было желание получить информацию об Окинава-тэ из первых рук. Выйдя из состава акробатической труппы, Сокаку совершил поездку по Кюсю и Окинавским островам, ища мастеров-каратистов, у которых можно было бы поучиться.
Сокаку вернулся на Кюсю в 1879 году после путешествия по Окинаве. Началось возрождение интереса к японскому меч, и практика кендо снова становилась модной. Сокаку сосредоточил свои усилия на обучении кендо и продолжил свои странствия по Кюсю. В этот период у него состоялся ряд памятных встреч с религиозными аскетами и некоторое время он практиковал эзотерический буддизм.
Он также обучался владению копьём в Доме Сакаи в Кумамото в 1880 году. Техника копья Кумамото славилась по всей Японии. А Сокаку все время интересовался техникой копья. Но так как додзё содзюцу было не очень много , он не мог практиковаться в искусства копья столько, сколько ему бы хотелось. Когда он практиковал содзюцу в додзе Сакаи, учитель был удивлен жестоким методами тренировки Сокаку и предложил ему потренировать учеников. Сокаку согласился и остался в додзё, давая уроки в содзюцу.
Во время странствия с акробатами Сокаку Такэда часто вступал в поединки с представителями разных школ и чаще всего побеждал. Это сделало его несколько тщеславным и самоуверенным. Однажды, во время занятий содзюцу, он сказал ученикам, что не может показать правильно технику, если его не атакуют по настоящему. Он попросил учеников взять настоящие копья и атаковать его. Сокаку был вооружен бокеном и легко уклонился от одиночной атаки. Затем он попросил двух человек нападать на него одновременно и победил их. В азарте Сокаку потребовал трех противников, которые атаковали его одновременно с трех сторон. Во время этого поединка Сокаку получил удар древком копья, который выбил ему два передних зуба. Сокаку защитился от ударов копий и хотел продолжать, но так как изо рта Сокаку текла кровь матч был остановлен. В более поздние годы вспоминая этот случай, Сокаку предупреждал своих учеников не быть высокомерными, говоря, что это привело к поражению.
Еще один часто упоминаемый эпизод произошел в префектуре Фукусима. Сокаку, которому было 23 года, вступил в драку с группой строителей, занимающихся ремонтом дороги, соединяющей Сендай с Токио. Так как нападавших было более пятидесяти, Такэда использовал меч, уби нескольких человек. Силы были не равны, Сокаку получил множество ранений и был фактически спасен прибывшими полицейскими. Сокаку был задержан и провел под стражей почти месяц. В результате судебного разбирательства действия Сокаку были признаны самообороной, и он был оправдан, но меч Сокаку был конфискован.
Кроме этих ярких эпизодов не многие факты беспокойной жизни Сокаку Такэда в конце XIX века сохранились для истории. Известно, что он сопровождал Цугумичи Сайго, младшего брата Такамори Сайго и видного политического деятеля, на Хоккайдо, когда последний стал руководителем проекта развития Хоккайдо в 1887 году. Также известно, что Сокаку женился на женщине по имени Кон в Фукусиме около 1888 года и имел от нее двоих детей. С полной уверенностью можно утверждать, что значительную часть времени этого периода Сокаку провел в Фукусиме. Возможно, что он получил дополнительную подготовку по методам Дайто-рю от своего отца Сокити. Учитывая его беспокойный характер, вполне вероятно, что Сокаку провел часть времени странствуя, чтобы еще больше отточить свои бойцовские навыки. Имеются также свидетельства того, что Сокаку неоднократно посещал Чиканори Хошина во время пребывания последнего в храмах Никко Тошогу и Рёзен. Поскольку вопрос о линии передачи методов Дайто-рю основывается на правильном понимании отношений между Сокаку и Чиканори, эти встречи заслуживают особого внимания.
Сокаку Такэда и Хошин Чиканори
Некоторые историки Айдзу утверждали, что Сокаку получил свою основную подготовку в Дайто-рю от Чиканори, а не от отца Сокити. Главным аргументом выступает тот факт, что Соемон Такэда, дед Сокаку, не передал фамильные техники своему сыну, потому что Сокити, большой, сильный сумоист не мог оценить тонкости искусства Дайто-рю. Следовательно, Сомон передал секретные методы кланов Чиканори, который, будучи маленьким ростом и лидером высокого социального положения, был более подходящим кандидатом для изучения сложных методов Дайто-рю. Поскольку Сокаку несколько раз посещал Чиканори для получения наставлений, предполагается, что Чиканори научил его искусству Дайто-рю. Для поддержания данной теории приводится тот факт, что Чиканори позже усыновил Сиро Сайго, одного из первых учеников Дзигоро Кано. Сиро широко известен тем, что победил лучших мастеров старых школ дзю-дзюцу в хорошо освещаемых матчах, по утверждениям некоторых, благодаря его знаниям о методах Дайто-рю, полученным от Чиканори.Однако эта теория имеет и определенные недостатки, требующие разрешения. Во-первых, вывод о том, что Чиканори был мастером боевых искусств основан на его контактах с Сокаку Такэда и Сиро Сайго, а не на исторических фактах. Жизнь Чиканори Хошина хорошо документирована, сохранился даже его дневник. Однако не обнаружено никаких доказательств того, что Чиканори владел какими-либо бойцовскими навыками или преподавал нечто подобное. Если бы Чиканори был мастером боевых искусств наверняка сохранились бы записи о его достижениях и подвигах.
Также следует отметить, что в родословной, зарегистрированной в свитках передачи Сокаку, не упоминается имя Чиканори Хошина, хотя позже его имя появилось в сертификатах от Токимунэ Такэды. Линия передачи в мокуроку от Сокаку Такэды заканчивается на Такэда Соэмоне. Интересно, что имя отца Сокаку также опущено.
Еще одно соображение, ставящее под сомнение эту теорию, — это значительная дистанция в социальном статусе между дедом Сокаку Соэмоном и Чиканори. Как Таномо Сайго, Чиканори служил на посту главного советника и генерал-губернатора и, таким образом, был одной из самых влиятельных фигур в клане Айдзу. Он также был сторонником Такамори Сайго и активно участвовал в политических событиях, приведших к реставрации Мэйдзи. Трудно представить, чтобы он занимался энергичной боевой подготовкой в течение длительного периода под опекой Соэмона. Опыт Чиканори явно был в армейских и политических делах.
С другой стороны, технический вклад Хошина в создание Дайто-рю не совсем ясен, но возможно его роль свелась к убеждению Сокаку начать обучать Дайто-рю более широкий круг людей, не ограничиваясь своим кланом. А также в переносе акцентов с техник меча на безоружный бой. Также возможно, что он оказал содействие Сокаку в организации и записи технической программы Дайто-рю, в том числе подробной семейной линии Такэда, которые появляются в свитках передачи, которые Сокаку вручал своим ученикам. Сложный и структурированный характер этих свитков предлагает руку образованного человека, возможно, Чиканори. Представляется крайне маловероятным, что неграмотный Сокаку мог создать это собственноручно.
Еще одна нерешенная проблема связана с термином, используемым для обозначения методов Дайто-рю, передаваемых в клане Айдзу. Известно что Сокаку Такэда изучил методы Ошикиучи, и что именно это искусство составляют суть Дайто-рю. Иероглифы, используемые для написания «Ошикиучи» (御式内) — «о (почетный) + шики (церемония) + учи (внутри)», представляют собой довольно любопытное сочетание и не передает никакого очевидного значения. Вероятно, они были записаны на основании устных замечаний Сокаку, который сам был неграмотным. Одна из теорий заключается в том, что правильные китайские символы на самом деле 御閾値内 — «о (почетный) + шикки (порог) + учи (внутри)». Согласно этой точке зрения, то, что на самом деле называлось Ошикиучи, вовсе не было боевыми приемами, а скорее придворным этикетом или обычаями, которых должны были придерживаться субъекты внутреннего круга, которым разрешалось находиться «внутри порога». Если это действительно так, то Чиканори Хошин учил Сокаку Такэда во время его посещений самурайскому этикету.
Маловероятно, что когда-нибудь на эти вопросы будут даны однозначные ответы. Общепринятая на сегодня точка зрения такова — Сокаку реформировал методы, передаваемые в семье Такэда, дополнив их техникой меча школы Оно-ха Итто-рю и боевыми практиками клана Айдзу. Основываясь на этом техническом арсенале, Сокаку дополнил программу элементами из других школ, с которыми он познакомился во время своих длительных странствий по всей Японии. Методы Дайто-рю Сокаку Такэды, которым он обучал, являются частью боевой системы основанной на рукопашном бое, но также включают работу с оружием на более продвинутых уровнях. Сокаку называют «чуко но со» (возрождение) Дайто-рю, звание, в котором подчеркивается его роль в возрождении военной традиции Айдзу и ее широкое распространение за пределами клана.
Преподавательская деятельность Сокаку Такэда
Началом преподавания Дайто-рю с большой долей уверенности можно считать 1898 год. Обучение проходило в виде выездных семинаров продолжительностью от семи до четырнадцати дней, но десятидневные семинары были наиболее распространенными. Сокаку продолжал путешествовать по Японии и преподавал Дайто-рю дзю-дзюцу и Оно-ха Итто-рю. Начиная с этого момента все факты о деятельности Сокаку Такэды можно считать достоверными. Это связано с наличием сохранившихся записей, известных как Эймейроку (книги по зачислению) и Сарейроку (книги оплаты), которые Такэда тщательно вел около пятидесяти лет.
Эти документы содержат более двух тысяч страниц записей и включают имена и адреса студентов, даты обучения, суммы, уплаченные за обучение, и другую сопутствующую информацию. Первые страницы нескольких книг относят Сокаку к Оно-ха Итто-рю как ученика Сибуя Тома. Другие описывают его как ученика Чиканори Хошина. Его официальные титулы выглядят как «Дайто-рю-дзю-дзюцу Хомбу-чо» (Директор Дайто-рю дзю-дзюцу) или «Дайто-рю дзю-дзюцу Сомучо» (Дайто-рю дзю-дзюцу Главный управляющий). Содержание этих документов не оставляет сомнений в таланте Сокаку Такэда, как учителя дзю-дзюцу и мастера боевых искусств, так как они зафиксировали обучение тысяч студентов.
Анализ книг показывает, что преподавательская деятельность Сокаку с 1898 года до конца 1910 года была сосредоточена в районе Тохоку. Многочисленные записи документируют его присутствие в течение этого периода в префектурах Мияги, Ямагата, Ивата, Фукусима и Акита. Среди его учеников были полицейские, в том числе начальник полиции префектуры Акита Санехид Такарабе. Такарабе так высоко ценил навыки Сокаку, что, когда он был отправлен на Хоккайдо в конце 1910 года, он пригласил основатедя Дайто-рю сопровождать его.
Помимо записей в Эймейроку и Сарейроку доказательствами энергичной деятельности Сокаку являются свитки и сертификаты, которые он выдавал своим ученикам, и которые сохранились у их потомков.
Известно, что Сокаку преподавал Дайто-рю членам 2-й дивизии армии в Сендае в течение нескольких лет, начиная с 1903 года. Сокаку получил свой преподавательский пост в армии благодаря прежней связи с Цугумичи Сайго (младший брат Такамори Сайго), которого он сопровождал на Хоккайдо в 1887 году. Среди учеников Сокаку в этот период был Макото Миура, который позже стал известным генералом и сторонником Морихея Уэсибы.
Одна занимательная история описывает поездку Сокаку Такэда на Хоккайдо в 1904 году. 6 июля 1904 года Сокаку прибыл в Хакодате по просьбе муниципального суда, чтобы оказать помощь в предотвращении нарушений судебных разбирательств. Сотрудники прокуратуры Шигемори Фуджита, Хачиро Хасегава и Баньшо Кимура преподавали Дайто-рю сотрудникам суда и полицейским в Хакодате, поэтому имя Сокаку там было известно. Сокаку остановился в доме нотариуса Кисиро Йокоямы. Члены банды, которые совершали правонарушения и нападали на суд, узнали что Сокаку нанят в качестве охранника. Увидев, что это человек небольшого роста, они попытались напасть и запугать его. Через несколько дней после прибытия в город Сокаку Такэда уже готовился в одиночку противостоять около двумстам членам банды, вооруженным в том числе и огнестрельным оружием.
На стороне бандитов оказался бывший полицейский, который знал Сокаку Такэда, его характер и возможности. Так как развитие конфликта могло затронуть весь город, к урегулированию подключился Ханносукэ Окада, начальник Управления полиции. Вопрос был урегулирован без насилия. Руководители банд согласились прекратить свою противоправную деятельность, если Сокаку покинет город и не будет им мстить. Обе стороны согласились на это, и Сокаку был вынужден покинуть Хакодате.
Хоккайдо и северная часть Японии были местом преподавательской деятельности Сокаку в течение следующих двадцати лет. В итоге он поселился в деревне Ширатаки, что стало следствием его знакомства с Морихеи Уэсибой. Фактически, это место было его домом на Хоккайдо до конца жизни. Многие из выдающихся учеников Сокаку также были жителями Хоккайдо и, соответственно, имели больше возможностей для тренировок непосредственно у Сокаку. В этот список входят такие известные имена, как Тайсо Хорикава, Кодо Хорикава, Морихей Уэсиба, Ненокичи Сагава, Юкиёши Сагава, Тосими Мацуда и Котаро Ёшида.
Раньше во время его пребывания на Хоккайдо, вероятно, около 1912 года, Сокаку снова женился. Его новая жена Сью была младше него на тридцать лет и, до своей смерти в 1930 году, родила ему семь детей, включая Токимунэ, преемника Сокаку. Сью была также увлеченным практиком Дайто-рю и иногда помогала Сокаку на семинарах.
Сокаку отсутствовал на Хоккайдо в течение большей части 1921 и 1922 годов, когда он активно обучал в районах Тохоку и Киото. Затем он провел более пяти месяцев вместе с семьей, тренируя в доме Морихеи Уэсиба, в общине религии Омото в Аябе, недалеко от Киото. Этот период тесно связан с последующим рождением Айкидо.
Хотя в записях имеются пробелы, Сокаку редко покидал Хоккайдо с этого момента до середины 1930-х годов. Именно на это период пришлись интенсивные тренировки Токимунэ, которые подготовили его к последующему руководству школой.
В 1929 году адмирал Исаму Такешита, изучавший Дайто-рю у Сокаку Такэда, опубликовал статью «История храбрости Сокаку Такэда». В этой статье он рассказал о том, как Сокаку стал инструктором будо, служащим в качестве телохранителя Маркиза Цугумичи Сайго, генерала армии, а также о его героических поступках. Эта статья привлекла внимание Токийской редакции газеты «Асахи», которая отправила на Хоккайдо журналиста в 1930 году, чтобы взять интервью у Сокаку.
В 1930 году Сокаку преподавал высокопоставленным чиновникам в районе города Абашири. В июле того же года Сокаку, которому тогда было 72 года, отправился в деревню Кошимидзу рядом с Китами в сопровождении Тайсо Хорикавы, где также преподавал Дайто-рю. Именно в это время Йоичи Одзака, репортер газеты «Асахи», искавший Сокаку Такэда, встретился с ним в гостиннице в Кошимидзу. Он надеялся получить информацию о методах Дайто-рю, известных учениках и истории школы.
Сокаку запрещал публичные демонстрации Дайто-рю и обучение техникам людей не самурайского происхождения. Сам Сокаку обучал на закрытых тренировках методам полицейской тактики и самозащиты государственных служащих, которых видимо считал наследниками самурайского сословия. Слово «самурай» (侍) происходит от старинной неопределённой формы глагола служить, то есть самурай — служилый человек В наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян.
Предполагалось, что Сокаку откажет репортеру, аргументируя, что его искуство не для публичных демонстраций. Но, возможно, Сокаку принял во внимание факт, что корреспондент совершил длительную поездку, и приложил еще не мало усилий, чтобы найти Сокаку на Хоккайдо. Мастер Дайто-рю согласился на беседу. Одзака был очень впечатлен перечнем имен мастеров и известных личностей, записанных учениками Дайто-рю в Эймейроку. Сокаку также продемонстрировал на нем техники школы.
По возвращении в офис, Одзака написал статью под названием «Има Бокуден» (ссылка на Бокудена Цукахара [1489-1571], основателя тактики Бокуден-рю, известного фехтовальщика) о Сокаку Такэда, которая включала и фотографию. Статья была опубликована 17 августа 1930 года.
Начиная с 1934 года Сокаку активно преподавал в районах Тохоку, Канто и Кансай. В это время ему часто помогал Юкиёси Сагава.
Сокаку преподавал Дайто-рю за пределами Хоккайдо с 1936 по 1939 год в Осаке в додзё газеты Асахи. Он взял на себя обучение группы, которую до него обучал Морихеи Уэсиба. Произошло это при весьма сиранных обстоятельствах. Ведущим учеником Сокаку в додзё Асахи-Симбун был Такума Хиса, который в марте 1939 года был отмечен сертификатом Мэнкё Кайден, означавшим полную передачу школы.
В мае 1936 года Сокаку провел курс Дайто-рю для начальника полицейского управления Омия в префектуре Сайтама, в котором приняло участие еще 17 человек. В Токио он провел семинар для работников Токийской редакции гзеты Асахи Во главе с главным редактором.
Последние годы жизни Сокаку Такэда прошли по большей части на Хоккайдо. Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжал преподавать до конца своей жизни и скончался в Аомори 25 апреля 1943 года в возрасте восьмидесяти трех лет.
Кёдзю Дайри от Сокаку Такэда
Ёшида Котаро
Юкиёси Сагава
Тошими Мацуда
Хорикава Кодо
Какуёши Ямамото
Сокаку Такэда и Морихеи Уэсиба
Тема связи Дайто-рю айкидзюдзюцу и Айкидо и взаимоотношений Сокаку Такэда и Морихеи Уэсиба заслуживает отдельного внимания.
Морихеи Уэсиба впервые встретил Сокаку Такэда, когда тому было уже уже пятьдесят пять лет. Произошло это в гостинице Хисада в городе Энгару на Хоккайдо. Морихеи Уэсиба был одним из лидеров группы из Танабе на юге Японии, которая пыталась создать общину в отдаленной деревне Ширатаки на севере Хоккайдо. Переселенцы из Танабе переселились на Хоккайдо три года назад и изо всех сил пытались наладить быт в этом негостеприимном климате.
Морихеи Уэсиба был энтузиастом боевых искусств и уже слышал о мастере дзю-дзюцу Сокаку Такеда, который преподавал на Хоккайдо. Воспользовавшись знакомством с Котаро Ёшида, который был учеником Сокаку, Морихеи попросил представить его Сокаку. Там же в гостинице в Энгару он принял участие в первом десятидневном семинаре, который прошел в феврале 1915 года.
Уэсиба был впечатлен техникой Дайто-рю, которая была более практичной, чем техники дзю-дзюцу, которые Морихеи изучал до этого. Хотя Уэсиба был моложе и сильнее Сокаку Такэда, он был бессилен против контролей и техник удержания своего учителя. Несмотря на плотное расписание и многочисленные обязанности в Ширатаки, Морихеи остался еще на двадцать дней, чтобы участвовать в двух последующих семинарах.
Еще четыре записи в Эймейроку датированные 1916-м годом отмечают участие Уэсибы в семинарах. Примерно в это время Морихеи получил Хидэн Мокуроку, который являлся свитком передачи первого уровня в Дайто-рю Сокаку Такэда. В этот период Сокаку проживал в доме Уэсиба в Ширатаки в качестве гостя. Вместе с Уэсибой тренировалось еще 15-16 человек. Неизвестно сколько времени Сокаку оставался в доме у Морихеи, но он вскоре перевез свою семью в Ширатаки и с того времени жил там.
Приглашение Сокаку в Ширатаки означало, что Такэда прекратит свою обычную преподавательскую деятельность, чтобы сосредоточиться на обучении Морихеи и его товарищей. Для этого потребовалось бы сильно финансово заинтересовать Сокаку, поскольку его семинары были дорогими и привлекали в основном состоятельных студентов.
Морихеий получал значительную финансовую и моральную поддержку со стороны семьи и родственников в течение всех лет проведенных на Хоккайдо. Основными источниками поддержки был прежде всего отец, который был состоятельным человеком, и Зенцо Иноуэ, который был чрезвычайно богат. Многие члены семьи входили в общину и проживали в Ширатаки. Зенцо Иноуэ был женат на старшей сестре Уэсибы, Тейме. Младший брат Зенцо, Коширо Иноуэ, был одним из богатейших промышленников Японии на начало века. Имена Йороку Уэсибы (отца Морихеи) и Зенцо Иноуэ есть в книгах Сокаку, к сожалению эти записи не датированы.
Уэсиба поспешно покинул Хоккайдо навсегда в декабре 1919 года, после получения телеграммы о том, что его отец тяжело болен в Танабе. Запись в книге указывает, что он передал свой дом, скромную деревянную постройку Сокаку Такэда. По пути он совершил незапланированную остановку в Аябе, центре религии Омото, чтобы помолиться о выздоровлении отца. Именно здесь он встретил Онисабуро Дэгути, оказавшего влияние на всю его последующую жизнь.
Когда он приехал домой, Морихеи обнаружил, что его отец уже мертв. Уэсиба решил переместить свою семью в Аябе, и они переехали туда весной 1920 года. По настоянию Дэгути, Уэсиба организовал в своем доме первое додзё, известное как Уэсиба-Джуку, и начал преподавать Дайто-рю. Большинство его учеников были членами религии Омото.
В апреле 1922 года в Аябе прибыл Сокаку. По версии Токимунэ Такэда Сокаку был приглашен Уэсибой, так как у него возникли проблемы с несколькими учениками из военно-морского училища. Все они были рослыми и сильными и имели опыт в сумо. Поскольку Уэсиба не всегда мог с ними справиться, он попросил Сокаку Такэда приехать. По другой версии Сокаку приехал без приглашения, чтобы восстановить связь с одним из лучших своих учеников.
Сокаку вызвал свою семью, и вскоре его жена, дочь и 6-летний сын Токимунэ присоединились к нему. Такэда оставался в Аябе более пяти месяцев, обучая членов додзё Уэсиба-Джуку. Был также контингент военно-морских офицеров, изучающих Дайто-рю во главе с вице-адмиралом Сейкио Асано, чей брат Васабуро был выдающимся интеллектуалом Омото. В конце этого периода Уэсиба был выдан сертификат Кёдзю Дайри (представитель учителя). В то время лицензия Кёдзю Дайри была наивысшим уровнем в Дайто-рю. Человек, получивший сертификат имел право преподавать школу, используя название Дайто-рю. Длительное присутствие Такэды в Аябе вместе с семьей служит доказательством все еще тесной взаимосвязи между Сокаку и Морихеи на данном этапе.
Сокаку и Онисабуро Дэгути проявили взаимную неприязнь во время длительного пребывания Такэды в Аябе, что, без сомнения, ставило Морихеи в неудобное положение. В этот период Сокаку впервые ввел термин «айки» в название школы. Существует некоторая неопределенность почему и как это было сделано. Киссёмару Уэсиба (сын Морихеи) утверждал, что айки было добавлено по предложению Онисабуро. А Токимунэ говорил, что термин айки существовал как часть терминологии Дайто-рю и до этого. Версия Токимунэ подтверждается сохранившимися записями учеников Сокаку. В любом случае «Дайто-рю айкидзюдзюцу» появляется в большинстве записей Эймейроку, начиная с этого периода, тогда как «Дайто-рю дзю-дзюцу» — название, использовавшийся до 1922 года.
Контакт между Сокаку и Морихеи в течение следующего двадцатилетия был периодическим. Встреча между ними в июне 1930 года отмечена в Эймейроку, возможно, она произошла в Аябе. Также записаны последующие посещения Такэда нового додзё Уэсибы «Кобукан» с марта по апрель 1931 года. Утверждается также, что Сокаку и Морихеи вели переписку в этот период. Киссёмару Уэсиба хранил несколько писем к отцу от Сокаку Такэда.
В довольно загадочном эпизоде их пути однажды почти пересеклись в Осаке в июне 1936 года, когда Такэда появился в офисе Асахи Синбун, представившись учителем Морихеи. Такума Хиса, руководитель додзё «Асахи», уведомил Уэсибу, который преподавал там с 1933 года и до прибытия Такэды. Хиса думал, что Уэсиба захочет встретиться со своим учителем. Но Уэсиба, как говорят, быстро покинул Осаку, после чего обучением группы в додзё «Асахи» занимался только Сокаку Такэда.
Как и в случае визита Такэды в Аябе в 1922 году, факты, связанные с инцидентом в Осаке, выглядят неоднозначно. Был ли приглашен Сокаку в Осаку, является предметом споров. Хиса всегда подчеркивал, что Такэда появился внезапно. Токимунэ утверждает, что Сокаку уже имел контакт с Токийской редакцией газеты, чей репортер взял интервью у него на Хоккайдо в 1930 году. Кроме того, в книгах о регистрации Сокаку есть запись, что он проинструктировал членов Токийского отделения в мае 1936 года.
Неизвестно о контактах Такэды и Уэсибы после 1936 года. Однако нельзя исключать такую возможность. Уэсиба не присутствовал на похоронах Сокаку Такэда. Но следует учитывать, что шла война, события которой развивались для японцев не в лучшую сторону. Уэсиба в это время был в префектуре Ибараги, и, вероятно, он даже не получил известий о смерти учителя.
Важным фактом, о котором следует помнить, является то, что Уэсиба, сертифицированный инструктор Дайто-рю, выдавал свитки и сертификаты своим ученикам с упоминанием Дайто-рю до 1932 года. Исама Такешита, Кэндзи Томики и Минору Мочизуки получили такие мокуроку. На свитке Мочизуки Уэсиба явно прописан как «ученик Сокаку Такэда», а искусство называется «Дайто-рю айкибудзюцу». После 1932 года, по крайней мере, до 1937 года Уесиба продолжал выдавать свитки с таким же техническим содержанием, но без упоминания о Сокаку Такэде или Дайто-рю. И он продолжал использовать иероглифы «Айкидзюдзюцу» в разных вариантах названия своей школы.
Нет ничего удивительного, что в отношениях между двумя такими сильными и разнородными личностями, как Сокаку и Морихеи, были трудные моменты. Но нет сомнений в том, что Уэсиба глубоко уважал технические способности Такэды, а Сокаку считал Морихеи одним из своих самых талантливых учеников. Айкидо не смогло бы родиться без вклада Дайто-рю. Дайто-рю не получила бы такой всплеск интереса без популяризации Айкидо.
Единственный Мэнкё Кайдэн от Сокаку Такэда — Хиса Такума
Сокаку Такэда с учениками из Асахи Синбун додзё.
Сокаку Такэда. Тренировка в Асахи Синбун додзё.
Сокаку Такэда демонстрирует технику в Асахи Синбун додзё.
Сокаку Такэда. Осака, 1938.
В заключении хочется отметить единодушное мнение всех знавших Сокаку Такэда, что он был настоящим гением боевых искусств, обладающим удивительным мастерством, сильными проницательными способностями и педагогическим талантом. Воинская доблесть Сокаку была результатом невероятной самодисциплины и постоянной заботы о техническом совершенстве.
Сокаку Такэда был представителем последнего поколения самураев. Параллельно с ним преподавали представители множества школ. Но именно Сокаку обеспечил передачу настоящего боевого искусства самураев в современный мир. Преподавательская деятельность Сокаку Такэда, и в последствии его учеников, позволяет нам сегодня изучить техники истинного айкидзюдзюцу.