Когда противник идёт вперёд, выходи навстречу и встречай его.
Морихей Уэсиба
Ирими
Термин Ирими (入り身) применяется во многих японских боевых искусствах. Он подразумевает вход в технику навстречу атаке противника. Обычно это шаг вперёд или под углом в сторону, но тело движется навстречу атаке, а не в направлении шага. В Дайто-рю Ирими — это метод перехвата инициативы, поэтому движение должно начинаться одновременно с атакой противника или даже опережать её.
Принцип Ирими сложен для восприятия, но он является важнейшим элементом техники. Поэтому обучение ему начинается с первых тренировок. Не имея достаточного понимания и не освоив этот элемент невозможно достичь прогресса в освоении всех остальных методов. Одна из техник носит такое же название — Ирими-нагэ. Движение «входа» присутствует в каждой технике Дайто-рю айкидзюдзюцу. По отточенности данного навыка можно судить об уровне практикующего.
Попытаюсь рассказать о моем понимании данного принципа, сформированном практикой Дайто-рю айкидзюдзюцу Такумакай и Хакко Деншин рю.
Для выполнения атэми, захвата, контроля или броска необходимо войти в пространство противника. Ирими — вариант сближения с противником не противодействуя его усилиям. Здесь нет ничего сверхъестественного, но Ирими трудно объяснить.
Результативность применения Ирими закладывается еще до движения — правильное положение тела, своевременное реагирование. В момент контакта противник должен быть перед вами, чтобы вы могли контролировать оппонента и выполнить технику, но ваша позиция должна и защищать вас от контратаки противника. Техника Дайто-рю возможна тогда, когда вы входите с Ирими настолько естественно, что ваш противник даже не понимает, что вы сделали. Создание такой позиции возможно только при использовании комплекса методов (дыхание — кокью, дистанция — маай, своевременность) и может быть трудным для воплощения.
В Ирими воплощен базовый принцип Дайто-рю: не стоять перед противником, но чтобы противник был перед тобой. Правильное положение тела и позицию по отношению к противнику мы должны соблюдать во всех техниках Дайто-рю. Обучение этому начинается с первой техники «Иппон-дори» и продолжается на всех этапах обучения.
В типичном Ирими мы просто приближаемся к атакующему. На начальном этапе движение вызывает диссонанс. Инстинктивно мы стараемся отодвинуться от опасности, а не двигаться навстречу. Вначале это может быть движение под углом к линии атаки, и угол может меняться в зависимости от техники или атаки противника (и еще массы составляющих). В принципе, мы можем менять Ирими под свое исполнение. Но во всех случаях Ирими — это одно движение перед выполнением техники. Правильный вход Ирими позволяет нам четко позиционировать себя по отношению к противнику и одновременно разрушить его баланс (кудзуши). Это непросто.
Разбалансировка противника происходит за счет занятия пространства. Нужно опередить противника и занять место, в которое он нацелен. Чтобы победить противника, нужно присоединиться к движению противника. Попытка противостояния с применением силы ни к чему хорошему не приведет. Противник может оказаться сильнее или просто больше вас.
На физическом уровне Ирими — это проникновение в личное пространство противника, нужно находиться как можно ближе к нему. Фактически вход в чужое пространство в большинстве случаев можно выполнить только пока противник занят «важным делом» — атакует вас.
Ирими — взгляд со стороны
Не совсем со стороны, конечно. Эллис Амдур практиковал Айкидо. Это наблюдения Эллиса Амдура, которые он описал в своей статье, опубликованной в блоге Айкдо-Джорнал.
Недавно я прочитал статью, в которой часто повторялось: «сойти с линии и войти». Эта фраза не только не описывает принцип Ирими (признаюсь, я сам так говорил), но и приводит к ошибочному пониманию техник Айкидо. Эта ошибка не только смысловая, воплощенная в действии, она вероятно, лежит в основе технических недостатков, которые якобы присущи Айкидо.
«Уход с линии», большинство людей, по крайней мере, которых я знаю, выполняет как ответную реакцию. Мы, делаем шаг в сторону, уходим с линии атаки и т. д. Ирими воспринимается как контратака под углом — применение геометрии в восточных единоборствах, если можно так выразиться.
В Японии ответную реакцию называют «Го-но-Сэн» — противостоять инициативе другого, но даже это неверно. В Го-но-Сэн мы перехватываем инициативу другого человека и управляем им. Представьте себе беседу, в которой кто-то повышает голос. В середине тирады я поднимаю руку и говорю:«Ни слова больше. Остановитесь». И он замолкает. Ответная реакция, наподобие:«Мне не нравится ваш тон! Вы ошибаетесь», только подстегивает его, и перепалка продолжается. Го-но-Сэн — это доминирование — один удар, одна жизнь.
Где ясно можно увидеть применение этого принципа, так это в кендзюцу. Итто-рю показательная школа для данного вопроса (не стоит забывать про глубокие связи, которые Итто-рю имеет с Дайто-рю). Когда враг атакует, я тоже атакую. Не «вдоль» одной линии, а ПО ТОЙ ЖЕ ЛИНИИ. Два объекта не могут занимать одно и то же пространство, и я, с большей силой / скоростью / временем / стабильностью и т. д., занимаю это пространство. Враг, вроде бы отклоняется, но они не отброшен. Ему просто не разрешили занять это пространство. И часто нет тай-сабаки (смещения тела, ухода с линии). Оно может быть. Но если есть, то одновременно с входом, а не один за другим. Кроме того, тай-сабаки не является определением Ирими, а просто его развитием.
В Айкидо Ирими занимает пространство таким же образом. Это, кстати, истинная сущность атэми, не удары, а использование тела (в частности, конечностей) для захвата пространства, которое пытается занять противник. Иногда это шаг в сторону от линии, иногда шаг пересекая линию или даже вдоль линии. Как пловец, при нырке, рассекающий волну.
Техника Айкидо, которую мы практикуем, открыта для критики. И есть люди, которые рекомендуют добавить немного бокса или дзюдо — это может добавить эффектности, но уводит от сути Айкидо. В действительности, когда техника выполнена, Айкидо уже закончилось. Но если Ирими еще не обеспечил вам половину победы, ничто не поможет. Вы уже проиграли.
Ирими-нагэ
Ирими-нагэ (бросок встречным входом) — одна из популярных техник для озадачивания новичков. Но в технике заложен такой комплекс методов и принципов, что может занять очень надолго не только новичка. В ирими-нагэ поэтапно используются все принципы, которые в методе Ирими выполняются практически одним движением.
При первом поверхностном знакомстве с техникой создается впечатление, что динамика и возможность применения обусловлены взаимодействием центробежных и центростремительных сил. Однако это не совсем верно. Если попытаться использовать силу вращения, противника будет отрывать от нас, и придется втягивать его в свое движение, что затруднит контроль. Также это противоречит базовому принципу Дайто-рю айкидзюдзюцу — не отбрасывать противника от себя.
Ирими-нагэ — это вход и присоединение к движению противника, и потом контролируя наше совместное движение мы перенаправляем его обратно. Только так можно управлять движением противника и выполнить бросок. И атакующий и защищающийся создают усилия, действуя и реагируя на движения друг друга. Укэ начав атаку запускает взаимодействие. Тори встречая атаку не противодействует ей, тем более не должно быть жесткого столкновения. Нужно войти как можно ближе к Укэ, поворачиваясь и присоединяясь к его усилиям.
Ирими-нагэ — это бросок за счет перенаправления силы Укэ. Мы находимся вплотную к противнику и атакуем его тазобедренный сустав. Очень часто технику делают, пропуская удар мимо себя или отбивая удар противника. Мы не должны отталкивать противника от себя! Отрабатывая технику против одиночных атак, мы совершенно упускаем из виду возможность продолжения действий оппонентом. Правильный способ — занять позицию, чтобы противник был перед вами, то есть такую, которая позволяет вам контролировать его, оставаясь вне досягаемости его возможных атак.
Выполнить Ирими-нагэ совсем не просто. Дистанция, время реагирования и дыхание очень важны. Дыхание может влиять на стабильность как движений, так и позиции в целом. Поэтому данная техника важна для отработки еще одного основополагающего принципа — Кокью-хо (силы дыхания). Оба принципа тесно переплетены, в методологии мы их разделяем, но нужно быть очень аккуратным, чтобы не разделять их в техниках.
Скорость — еще один немаловажный фактор. Когда Ирими-нагэ выполняется на скорости, создается впечатление, что техника использует динамику центробежной силы. Скорость может скрыть множество фундаментальных ошибок и остановить совершенствование техники. Ирими-нагэ следует нарабатывать с конкретно поставленной задачей, сначала медленно, исследуя все возможности и потенциал, заложенные в технике.
«Открутить» голову противника — не цель Ирими-нагэ! Не пытайтесь проверять своих партнеров на прочность. Верно и обратное, не нужно сопротивляться или становиться «твердокаменным». Укэ должен естественно реагировать на действия Тори, но не поддаваясь. Ирими-нагэ — техника взаимодействия.
Осознание принципов, разложенных в Ирими-нагэ, являются обязательным условием для прогресса в других методах — Иккаджо, Никаджо и т.д. Большинство с лёгкостью осваивают движения этих методов, забывая, что техники Дайто-рю являются симбиозом из разных методов.
Новичкам трудно оценить весь потенциал Ирими-нагэ, но с приобретением опыта они осознают важность данной техники. Варианты Ирими-нагэ бесчисленны, но несколько базовых вариантов легко перекроют большинство возможных ситуаций применения.
Для не понявших Ирими-нагэ останется скучным упражнением, входящим в базовую программу Дайто-рю айкидзюцу.
Хакко Деншин рю
В Хакко Деншин рю нет отдельного термина для обозначения входа в технику. Но это не означает, что данная концепция выпала из программы обучения. Большинство принципов Дайто-рю сохранены в Хакко Деншин рю. По другому и быть не могло. При несоблюдении принципов техники перестают работать, происходит выхолащивание.
Названия для принципа нет, но наработка начинается практически с самых первых техник. Так когда ученик освоил форму Хакко-дори, а это первая техника в Сувари (сидя) из набора Шодан-Ги, и знакомится с базовым вариантом применения данной техники (освобождение от захвата), начинается наработка перехвата инициативы — контроль плечей противника и разбалансировка его за счет Хакко-дори.
В Тачи (стоя) еще сложнее, Хакко-Земэ-дори практически не возможно применить не выполнив вход с перехватом инициативы. Если для выполнения данной техники использовать стратегию Го-но-сэн, противник будет отброшен, но уронить его не получится.
Другим характерным примером наличия принципа Ирими в Хакко Деншин рю является использование Мецубуши (закрывающий глаза). Многие воспринимают данное движение как атэми — удар по глазам, но движение сложнее. Необходимо не просто нанести удар в лицо, а перехватить инициативу, разбалансировать противника и остановить возможность контратаки. В идеале — это не удар и не «отодвигание» головы противника, рука должна быть вынесена как можно раньше. Противник как бы натыкается на неё.
Что касается техники Ирими-нагэ, её нет в базовой программе. Но Сокэ Антонио Гарсиа постоянно включает данную технику в программу семинаров и мастер-классов. Сокэ Гарсиа сохранил традиционные методы тренировок, которые использовал Шодай Сокэ Окуяма. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Рюхо Окуяма считал данную технику очень важной.
Совершенствовать Ирими можно до бесконечности. Нужно понять главное, Ирими — это способ приблизиться к противнику, перехватывая инициативу и одновременно беря контроль над противником. И если не нарабатывать использование данного принципа, выполнение большинства техник потребует применения больших усилий, или техника не получится вовсе.