Дайто-рю Айки-будо — объяснение техник
Хиса Такума, Мэнкё Кайдэн, Шихан
Хиса Такума, Мэнкё Кайдэн, Шихан
Это перевод второй статьи из серии под названием «Дайто-рю Айки-будо», написанной Хиса Такума и опубликованной на страницах журнала Син Будо в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Благодаря помощи Баптиста Тавернье, который специально искал оригинал на японском языке в архиве Международного университета Будо (国際武道大学, Кокусай Будо Дайгаку), я могу представить вам перевод, с уточняющими заметками, и оригинальные фотографии из статьи. Примечательно, что некоторые из них представляют рентгеновские снимки, чтобы лучше показать замыкание суставов.
На этом фоне еще более поразительным фактом выглядит крайняя осторожность школ Дайто-рю в открытой публикации технических материалов. Некоторые школы и учителя имеют видео и печатные материалы, но для распространения только среди небольшого круга последователей. Насколько мне известно, эта статья — первый раз, когда методы Дайто-рю были открыты общественности. Обратите внимание, это произошло при жизни Такэда Сокаку, и, скорее всего, он знал об этой публикации. Учитывая тот факт, что Хиса Такума был единственным учеником, получившим Мэнкё Кайдэн1 из рук Сокаку Такэда, можно представить какое важное место занимает Хиса в традиции Дайто-рю2.
Автор перевода с японского Гийом Эрард (оригинал на французском).
Как я уже упоминал в предыдущей статье, эта школа является практическим боевым искусством со смертоносными приемами. Поэтому ни практика рандори, ни соревнование невозможны. Когда мы практикуем с партнерами, мы должны тренироваться с использованием ката (форм), которые записаны в Дэншо3. Ката, о которых я говорю, отличается от дзюдо или кендо. Мы учимся использовать нашу силу и Ки, так мы развиваем эффективные навыки для реального боя.
В отличие от других боевых искусств, таких как сумо, дзюдо и кендо, наше искусство — это искусство Айки4. Каждый, независимо от возраста или пола, может практиковать его. Даже если нет опыта в других боевых искусствах. Можно овладеть в определенной степени истинной Айки через усердную практику.
В отличие от дзюдо, кендо и сумо, наше искусство можно практиковать где угодно; оно не ограничено стенами додзе.
Поскольку в основе тайдзюцу, которое практикуют с пустыми руками, не требуется ни оружия, ни доспехов.
Можно практиковать в обычной одежде; не обязательно носить кейкоги, можно заниматься только в фундоси5.
Так как можно практиковать в любом месте в любой одежде, вы можете тренироваться в любое время, как только у вас появился свободный промежуток6.
Как правило, техники боевых искусств преподаются на индивидуальной основе. Это искусство можно практиковать в группах по 50 или даже 100 человек, если используется правильный метод обучения7.
Классифицировать техники школы можно так: методы для атаки противника, защитные методы, чтобы противодействовать вражеской атаке, а ещё гъяку ваза8, айки-но-кимэ9, айки-нагэ10, ирими, ирими-тэнкан и атэми11. Также можно разделять техники по способу атаки и защиты.
Сувари ваза (техники сидя): шомен учи, йокомен учи, текуби дори, соде дори, риоте куби дори, куби джимэ.
Ханми хандачи: текуби дори, цуки, уширо эри дори, уширо куби джимэ.
Тачи ваза (техники стоя): йокомен учи, шомен учи, текуби дори, соде дори, цуки, ката дори, риоката дори, куби джимэ.
Уширо вадза: уширо куби эри дори, уширо куби джимэ, уширо текуби дори, уширо ката дори, уширо даки джимэ.
Тасу дори: ни нин дори, сан нин дори, тасу дори.
Существует 2 884 различных техники, включающие методы Ура и Омотэ. Это довольно разнообразная группа, и объяснить их все в этом ограниченном пространстве невозможно. Поэтому я выбрал методы, которые легче всего понять и объяснить.
逆の極め: обратная блокировка (Гъяку но кимэ).
Как я упоминал ранее12, основу школы заложил Минамото но Ёсимицу13. Он открыл секрет гьяку-кимэ для каждого сустава, изучая анатомию на расчлененных трупах, оставшихся после сражений. Поэтому в этой школе вы можете полностью контролировать противника и обездвиживать его при контакте, оказывая давление на любой сустав тела: на пальцы, запястье, локоть, плечо, шею, позвоночник, бедра, колени, ступни и т. д.
Почему атака на суставы так эффективна?
В физиологическом смысле, любой сустав может быть свободно согнут в некоторой степени вперед или назад, вправо или влево в зависимости от физиологического предназначения. Однако, если к суставу прикладывают сильное давление, например, гьяку-кимэ, он принудительно сгибается и растягивается или проворачивается за границы своего естественного физиологического предела, вызывая соприкосновение поверхностей костей, составляющих сустав. В результате этого давления капсула, окружающая сустав, разрывается, или мышцы и сухожилия вокруг сустава чрезмерно растягиваются, и человек, принимающий укэми, испытывает острую боль.
Снять эту острую боль можно только, если вернуть заблокированный сустав в его естественное положение. Для этого нужно изменить положение своего тела. Тем самым вы избегаете чрезмерного трения суставных костей, освободив мышцы или растянутые сухожилия.
Следовательно, человек, который принимает укэми, сгибает свой сустав в направлении прикладываемой силы. Он постепенно меняет положение своего тела и теряет равновесие. После чего следует бросок или перевод в положение, где он больше не может сопротивляться или двигаться.
Здесь я хотел бы объяснить следующие три техники проворачивания14 запястья: 1. сото гъяку15, 2. учи гъяку16, 3. фука гъяку17. Я надеюсь, что читатели смогут понять теорию и механизм, лежащий в основе методов, по фотографиям и рентгеновским снимкам.
(1) Когда ваш противник наносит удар или толкает правой рукой, выдвигая правую ногу, тэгатаной (手刀: рука-меч), кулаком, коротким ножом или длинным мечом. Вы должны действовать спокойно и решительно, воспринимая его намерение еще до начала движения. Вы должны перехватить инициативу и направлять его, сразу же открыв свое тело вправо, поворачиваясь на левой ноге. (Когда ваш враг атакует копьем или штыком спереди с шагом левой ногой, вы должны открыть свое тело влево, поворачиваясь на правой ноге.)
(2) Когда вы открываете свое тело вправо, вам нужно схватить правое запястье противника левой рукой, ладонью вниз и повернуть запястье наружу, положив на него правую руку, и выполнить сотогава-но-гъяку (外側の逆: выкручивание наружу) на запястье при перемещении левой ноги назад, чтобы он упал.
(3) В момент падения противника, бейте в жизненно важную точку правой рукой или атакуйте правой ногой.
4) На рентгенограмме отчетливо видно вывернутое положение запястья противника. Как вы можете видеть на фотографии, правое запястье противника изгибается слишком сильно, вызывая падение из-за невыносимой боли.
(5) Когда ваш противник пытается схватить вас за плечо или рукав правой рукой, бьет левой рукой, перехватите инициативу и ударяете его в лицо правой рукой, чтобы ослепить его (目つぶし,мецубуши).
(6) Поднимите левую руку вверх и захватите правое запястье противника правой рукой, поверните его запястье внутрь, затем крепко обхватите его левой рукой снаружи. Сконцентрировав айки всего своего тела против тела врага, выполните технику сочленения гьяку на его запястье, как бы отсекая ему руку, как будто это меч, прямо из дзёдан (上段: верхний уровень). Если противник сопротивляется, положите левую руку на его правую руку и надавите на локтевой сустав.
(7) Как вы можете видеть на рентгеновском снимке, во время этой техники сустав чрезмерно согнут, больше физиологического предела, и поэтому полностью контролируется, противник не может оказать никакого сопротивления.
(8) Опустите противника лицом вниз, продолжая воздействовать на запястье, затем прижмите правое колено к его левому боку, чтобы приложить максимальное давление. Затем контролируйте (極める, кимеру) правую руку в гьяку, одновременно воздействуя на суставы запястья и плеча.
(9) Когда противник наносит удар спереди по голове своей тэгатаной (или ножом, мечом, другим оружием), вы должны почувствовать его намерение до начала движения, чтобы остановить атаку левой рукой и быстро войти с ударом правым кулаком в лицо, ослепляя его, или нанеся атэми в солнечное сплетение.
(10) Когда противник собирается повторить удар, ведите его тэгатана и правой рукой хватайте тыльную часть кисти сверху.
(11) Поверните его кисть наружу и возьмите перевернутую тэгатана, на этот раз левой рукой вдоль его задней стороны. Затем положите правую руку на ладонь противника и, используя айки всего тела, надавите так, как будто хотите поднять её на уровень плеча, одновременно поворачивая. После завершения этого движения вы сможете управлять им только левой рукой.
(12) В этой технике положение лучезапястного сустава не очень хорошо видно, потому что кости человека, выполняющего технику, и кости человека, принимающего укэми, перекрываются. Правое запястье человека, принимающего укэми, сгибается в направлении, полностью противоположном естественному сгибу. Следовательно, даже небольшое дополнительное давление может причинить ему невыносимую боль, и он вынужден двигаться так, как нужно.
Сноски: