Задачей Хакко Деншин рю является нейтрализация нападающего и контроль над противником без причинения ему тяжелых травм, по возможности. Техника Хакко рю считается одной из наиболее болезненных в японских боевых искусствах.
Обучение в Хакко Деншин рю
В Хакко Деншин рю используются естественные движения тела, поэтому этим техникам любой может обучиться достаточно быстро. В арсенал школы входят блоки, удары по точкам, разрушение баланса противника с последующим удержанием, контролем или броском. Всё это есть во многих других школах джиу-джитсу. Главная особенность Хакко Деншин рю — расслабленность при выполнении техник и очень незначительные усилия, необходимые для их проведения. Если вы в состоянии стоять, сидеть прямо и можете поднять руку вверх, у вас достаточно сил для применения методов Хакко Деншин рю. Это означает, что любой может эффективно применять эту систему. Пожилые, инвалиды, дети и женщины могут применять технику с такой же эффективностью, как и атлеты.
Программа школы Хакко Деншин рю состоит из двух направлений:
- Явара, рукопашный бой и приемы боя с различными предметами в руках;
- Кохо-шиацу, система пальцевой акупунктуры (надавливание пальцами на биологически активные точки тела).
В Хакко Деншин рю используется система передачи знаний, введенная Шодай Сокэ Окуямой. Система обучения в Хакко Деншин рю основана на Ката — строгих обусловленных действиях на определенные атаки. Порядок ката определен логическими связями — техники изучаются одна за другой, последующие основаны на предыдущих. Эти взаимосвязи развиваются в единое целое. Обучение методам следует один за одним в соответствии с основными принципами: идеальная осанка — замыкание суставов — выведение из равновесия — отъём силы противника и ещё несколько «секретов».
Хакко Деншин рю не выпускает учебных видео и книг. Есть тексты доступные членам организации, но они не предназначены для обучения. Видео с учебными техниками в свободном доступе. Но Хакко Деншин рю твердо стоит на позиции, что методы могут быть поняты только через ощущения.
Обучение начинается с раздела Омотэ (внешний, открытый). Методы Омотэ не подлежат изменению. При освоении Омотэ важно не торопиться. Суть техники всегда будет ускользать от тех, кто не уделил должного внимания основам. Независимо от потраченного времени на освоение, только после изучения всего раздела Омотэ и демонстрации способности применять принципы в технике, ученик будет допущен к изучению следующих разделов.
Омотэ состоит из четырех наборов ката:
- Шодан Ги;
- Нидан Ги;
- Сандан Ги;
- Ёндан Ги.
Каждый набор соответствует уровню черного пояса и опирается на предыдущий.
В каждом наборе не так много техник. Техники должны быть хорошо поняты, чтобы освоить базовые методы. Каждый метод представляет собой принцип, а не только одно движение и поэтому имеет бесконечные вариации.
Многие из методов имеют одинаковые названия, однако методы отличаются в зависимости от уровня. Техника Удэ-осаэ-дори (защита от захвата рукава) выполняется совершенно по-разному на уровнях шодан, нидан, сандан и ёндан. Важно понимать это, чтобы не путаться.
Уровень Шодан
На уровне Шодан главные критерии — правильная осанка, баланс и дацурёку. Дацу (или нугу) означает удалить или отнять. Рёку (или чикара ) означает власть. Дацурёку означает «отключение» мышечной силы противника. Использование мышечной силы ставит под угрозу биомеханику тела. Это делает методы менее эффективными, а также делает их уязвимыми для сопротивления. Это касается и использования физической силы, самим практикующим. Всякий раз, когда техника не работает, мы пытаемся ее дожать, прикладывая больше физической силы. Но полное расслабление — главное условие для срабатывания техники. Поэтому попытка провести технику через силу, делает ее неэффективной. И чем больше проблема, тем больше и усилия, что приводит к замкнутому кругу.
Всё очень просто! Сознательный отказ от применения силы является основным принципом нашей школы.
Мышечное напряжение является врагом эффективного джиу-джитсу. Попытка заставить технику работать через силу приводит к неестественной структурной биомеханике. Любое напряжение в руке приводит к подъему плеча, а это делает большинство методов неэффективными. Использование мышечной силы закрепощает локтевой сустав, делая исполнителя техники чрезвычайно уязвимым для сопротивления и контратаки. Напряжение в запястье подводит вас под простую, но болезненную технику гакуна. Надо оставаться полностью расслабленным и довериться технике и силе тяжести — в этом залог успеха.
Основные принципы Шодан Ги: Хакко-дори; Као-атэ; Тэ-кагами; Айки/Хики-нагэ; шодан-контроль запястья; Ёко-кататэ-осаэ-дори; Учикоми-дори.
Методы изучаются двумя основными способами: сувари-ваза (сидя на пятках) и тачи-ваза (стоя).
Первоначальная подготовка в положении на коленях имеет две конкретные цели: во-первых, позволить учащемуся полностью изучить специфику конкретной техники и овладеть принципами, чтобы он знал, что заставляет ее работать и что мешает ей работать. На этом этапе обучения ученику не нужно слишком беспокоиться о ногах или передвижениях. Во-вторых, целью тренировки на коленях является развитие эластичности в ногах, равновесия, силы в бедрах, и ощущения тандэна.
Тренировка в положении стоя показывает насколько техники хорошо изучены на коленях. Это позволяет учащемуся сосредоточиться на положении тела и движении ног, так как движения рук уже освоены. Ему не нужно изучать движение рук и сопутствующие передвижения ног одновременно, рискуя совершить ошибку, или, что еще хуже, запутать себя, пытаясь сосредоточиться на двух вещах сразу. Окончательная интеграция движения ног и тела с соответствующей техникой рук, выполняемая плавно, быстро и эффективно, позволяет взять противника под контроль.
Уровень Нидан
Основные принципы Нидан Ги: нидан-контроль запястья; Мацуба дори; Коноха гаэши; Маки коми; Айя дори и Шуто джимэ.
На уровне Нидан Шодай Сокэ Окуяма определял уровень навыка практикующего как: … ученика, который способен более свободно общаться с партнером, чтобы узнать смысл боя и различные аспекты немедленной защиты. Он способен применять все основные методы на нормальной скорости. Это уровень специалиста, а не просто изучающего. На этом уровне важно научится расслабляться и начать развивать спокойную уверенность в своих навыках. Расслабляясь во время практики, ученик может повысить свой болевой порог. Это меняет отношение ученика к самозащите. Он учится расслабляться быстрее, чтобы, столкнувшись с потенциально угрожающей ситуацией, его ответ был естественным, спонтанным и эффективным.
Методы Нидан во многих случаях выполнить легче, чем Шодан, и в большинстве случаев они более болезненны. Их применение вызывает напряжение и боль в суставах запястий, локтей и плеч. Без особых усилий техника контроля может быть легко превращена в травмирующую технику. Однако такая крайность морально оправдана только в опасных для жизни ситуациях.
Уровень Сандан
Техники Сандан Ги связаны с техниками Нидан. Многие из методов имеют одинаковое название, но выполняются по-разному. На этом этапе изучается Гакун — специальный замок запястья, уникальный для Хакко-рю.
Гакун является олицетворением болезненных техник Хакко-рю. При выполнении техники вы просто нежно касаетесь запястья партнера, и всё. Оппонент должен чувствовать только небольшое усилие, но боль в результате огромная. При первом опыте это кажется очень странным.
В Сандан Ги немного иначе применяются принципы, изученные ранее в Шодан Ги и Нидан Ги, такие как Тэ Кагами и Маки Коми. Добавляется принцип Мочи Мавари, являющийся основополагающим в Сандан Ги. Этот принцип в сочетании с Гакуном дает возможность привести противника в любую позицию или место, позволяя контролировать, зафиксировать или бросить противника, в зависимости от ситуации или вашего желания. Эффективность каждого из четырех основных принципов Сандана Ги (Гакун, Мочи Мавари, Тэ Кагами и Маки Коми) зависит от точности, скорости, неожиданности и практики.
Шодай Сокэ Окуяма заявлял: «Сандан в Хакко-рю, несомненно, способен противостоять нескольким противникам одновременно. Теперь он выполняет методы с надлежащей мощностью, большей скоростью и точностью. Его знание различных меридианов тела и их влияние на определенные внутренние органы дает ему преимущество в реакции на атаку. Это тот уровень, когда знание становится большим, чем просто набор техник».
Уровень Ёндан
Методы Ёндан Ги являются развитием техник, освоенных на предыдущих уровнях. Изучается Ёндан гакун — болевое воздействие на внутреннюю сторону предплечья.
Практикуя каждый новый метод, важно пересмотреть все другие методы, изученные ранее, и применить вновь полученные принципы к другим методам. Порядок учебной программы при освоении техник имеет первостепенное значение.
Раздел Ёндан Ги в Хакко Деншин рю является самым маленьким по количеству техник. Но изучение Ёндан Ги включает в себя полный обзор всех предыдущих уровней, обеспечивающий правильное выполнение всех техник и понимание основополагающих принципов. Ученик должен продемонстрировать способность легко переходить от одного уровня к другому в применении техники, и способность переходить от одной техники к другой, без колебаний, если одна из техник не проходит. На уровне Ёндан ученик должен уметь продемонстрировать несколько применений техники и / или принципа, а также показать применение нескольких принципов с разных уровней в рамках применения одного метода.
Когда люди начинают изучать Шодан Ги, они не имеют четкого представления о структуре шкллы. Когда они переходят к Нидан Ги, они начинают гораздо глубже понимать каждую из техник 1-го Дана. Затем они учат Сандан Ги, Ёндан Ги и пересматривают выполнение техник предыдущих уровней исходя из новых принципов. Наконец, они осознают тот факт, что техники, которые они первоначально изучили на 1-й Дан, имеют самое глубокое значение среди всех техник.
Теперь люди должны лучше понимать спиральную систему обучения. Благодаря ей продвижение идет не по прямой линии к цели, а шаг за шагом по восходящей спиральной траектории. То есть происходит постоянное возвращение к начальной точке, но на более высоком уровне! Эта структура полностью укладывается в традиционную японскую систему овладения навыками Су-Ха-Ри.
Техники с 1-го по 3-й дан являются базовыми. Техники 4-го Дана уже ассоциированы с техниками Шихан Ги.
Кохо-шиацу
Кохо-шиацу — это мануальная, терапевтическая, медицинская техника. Некоторые считают ее только профилактической. Однако, это лечебная система с показаниями, противопоказаниями, ограничениями и областью применения.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что Кохо-шиацу — это надавливание, осуществляемое в основном большими пальцами, по биологически активным точкам, расположенным на меридианах человеческого тела. Эти меридианы и точки признаны традиционной восточной медициной.
Окуяма Рюхо не был изобретателем метода Кохо-шиацу. Он взял за основу разработки профессора Хирата. Последний считал Кохо-игаку «диагностически-терапевтической» системой. То есть существует одновременность в диагностическом надавливании и терапевтическом воздействии. Когда практикующий получает информацию от тканей, на которые он осуществляет воздействие, он постоянно корректирует свои действия. Происходит немедленная интеграция информации в наиболее адекватное воздействие.
Гошин Тайсо
В Хакко-рю есть комплекс упражнений под названием Гошин Тайсо. Из названия можно предположить, что комплекс как-то связан с самозащитой. На самом деле это комплекс саморегуляции и улучшения циркуляции энергии в организме. Это набор из 12 движений, разработанный Сокэ Рюхо Окуяма.
В настоящее время мы видим две системы самосовершенствования. Одни фокусируются только на ментальной тренировке, а другие — на укреплении физических параметров тела. Оба пути далеки от гармонии ума и тела.
Окуяма Рюхо считал, что одного из них недостаточно. В Хакко Деншин рю осознанность считается важным фактором, а методы концентрируются не только на физических, но и на психических аспектах.
Важно укрепить центр (танден, низ живота). Если человек сможет натренировать это ощущение, его движения становятся рациональными, система кровообращения функционирует лучше, и его сознание становится устойчивым.
Это должно стать основой для всех физических упражнений. А они повышают эффективность практики всех техник Хакко-рю.
Есть еще один замечательный момент в Гошин Тайсо, связь 12 движений комплекса с 12 меридианами человеческого тела.
Концентрация позволяет ощутить энергетические каналы через частичное растяжение тела и активное расслабление. С опытом возможно даже разблокировать прорабатываемый меридиан. Поэтому Гошин Тайсо может использоваться для профилактики и даже лечения некоторых заболеваний.
Говорят, что Кохо Гошин Тайсо является частью секретной техники долголетия Японской Медицинской Школы Кохо, корни которой берут начало в синтоизме. Именно благодаря Рюхо Окуяме мы можем использовать этот комплекс сегодня. И спасибо нашим Учителям, которые сохранили и передают эти знания нам.
Тренировки в Хакко Деншин рю
Не забывайте практиковаться медленно и усердно, обращая пристальное внимание на свои действия. Хорошо осознайте, что многие из этих техник, если их использовать слишком сильно или в неправильных целях, могут причинить очень серьезную боль и, в некоторых случаях, непоправимый урон нападавшему. Если вы будете помнить об этом во время практики, у вас скоро появится уверенность в том, что вам не нужно жестоко реагировать на каждую угрожающую ситуацию, которая может возникнуть. Вы научитесь сохранять самообладание, реагировать только тогда, когда вы чувствуете, что это абсолютно необходимо, и затем делать это с силой, контролем и эффективностью.
Есть общая учебная программа, в которой техники иллюстрируют основные принципы школы. На тренировке кроме наработки базовых техник используют Хэнка. Это вариация — изменение окончания техники, контроля, или та же техника от другой атаки. И разбирается и отрабатывается применение техники.
Нужно ясно понимать различие в этих терминах. Хэнка — это вариация базовой техники. Применение — это использование определенного принципа в реальной ситуации. Применение может быть вариацией, но Хэнка далеко не всегда является применением. Применения могут существенно отличаться от базовых техник. Однако вы должны полностью освоить принцип, прежде чем сможете применять его в различных ситуациях.
Цель применения — показать универсальность техник Хакко Деншин рю, которая не ограничивается определенными ответами на конкретные атаки. Это побуждает ученика использовать спонтанную реакцию, основанную на принципах, которыми он овладел. По мере продвижения в изучении Хакко Деншин рю техники становятся более простыми и прямолинейными. Требуется меньше действий в большинстве случаев, но они вызывают большую боль у нападающего.
Сама тренировка в Хакко Деншин рю довольно необычна. Чаще всего интенсивная разминка не требуется, так как техники хорошо контролируются. Сокэ Антонио Гарсиа часто для разминки использует базовые техники. Но выполняются они без сопротивления партнера. При переходе к основной программе тренировки партнер пытается наиболее реалистично подражать атакующему и будет сопротивляться технике, когда форма вами освоена.
На одной тренировке практикующим предлагается обычно три метода. Как только они наработают эти методы до определенного уровня компетентности, им объясняют следующие три. Последовательность учебной программы имеет первостепенное значение и обеспечивает прочную основу для дальнейшего прогресса.
Все техники отрабатываются с партнером на обе стороны. Нападающий и защищающийся меняются ролями после каждых двух выполнений. Так легче суставам при выполнении болевых. Через какой-то промежуток времени происходит смена партнера, чтобы почувствовать и попробовать технику на разных людях.
Обычно тренировки проходят в небольших группах. По крайней мере на начальном этапе и при изучении новой техники ученика ставят в пару с более опытным партнером. Такой метод обучения характерен для традиционного японского джиу-джитсу.
На первый взгляд, метод обучения не выглядит чем-то особенным, но в учебной программе скрыты некоторые секреты, которые позволяют полностью сконцентрироваться и владеть техниками достаточно эффективно. Вы можете не заметить эти секреты, потому что они довольно просты и кажутся естественными. Но такие детали или аспекты не всегда могут быть легко выполнены.
А что дальше? Переход на более высокий уровень
Система обучения в Хакко Деншин рю включает три продвинутых уровня, обучение которым возможно только в Хомбу-додзё. Эти уровни: Шихан, Кайдэн-шихан и Шихан Сан-Дай-Кичу. Ученик должен быть приглашен Сокэ в Хомбу, чтобы изучить техники продвинутого уровня. Получить приглашение можно только по рекомендации действующего шихана. Если ученик получит рекомендацию, он будет допущен к изучению секретных точек (Хиги), скрытых методов (Окудэн) и получит полную передачу (Кайдэн). Все шиханы носят фиолетовый пояс.
Когда вы освоите все методы 1-го дана и перейдете к изучению 2-го, вы столкнетесь с теми же техниками. Также будут и при изучении 3-го и 4-го данов. Но есть четкое различие между одной и той же техникой разных уровней. На самом деле они связаны друг с другом довольно сложным образом, так как освоение одной готовит вас к следующему уровню. Повторяя эти шаги, вы в конце концов достигнете самого высокого уровня.
Раздел Шихан Ги включает три части. В первую входят все техники от 1-го до 4-го данов. 2-я часть состоит из техник 5-го дана. Кроме того, она включает в себя техники 1-й части с добавлением воздействий на болевые точки. Третья часть «Окудэн» (внутреннее учение) включает в себя сложные техники высокого уровня. Данный раздел передается только в устной традиции.
Затем идет Кайдэн (высший уровень). К техникам с 1-го по 5-й Дан добавляются специальные эффекты. Простым наблюдением различия заметить трудно. Как и предыдущий раздел, Кайдэн также включает в себя техники Окудэн, не вошедшие в предыдущие разделы.
На самом деле, если вы хотите выполнять все техники безупречно, нужно изучить три великих столпа.
Сан Дай Кичу — три великих столпа
Это последняя ступень, высший уровень Хакко Деншин рю. К нему тяжело подойти, трудно освоить, потому что это высший секрет искусства.
Эта концепция была разработана Шодай Сокэ Окуяма в 1974 году. То есть она появилась уже после создания школы Хакко рю и осознание и формирование данной концепции заняло продолжительное время. Раньше в Куджукури, префектура Тиба, был тренировочный лагерь Йоцуме Рё. Именно там Основатель начал преподавать концепции Сан-Дай-Кичу. Лагерь находился на побережье, и тренировки проходили на пляже.
Три великих столпа — это не техники. Вот их названия: Рокэн Сэнрецу (обочина дороги), Кэнгай Кенсин (стоя на краю обрыва) и Синки Якуджоу (кожа бога). В Хакко Деншин рю каждый ученик изучает школу последовательно. Начинают с техник 1-го Дана, затем второго, третьего, четвертого. Потом техники Шихан Ги, а затем техники Кайдэн. На последнем этапе изучаются три великих столпа. Независимо от того, сколько у человека заняло времени обучение до Шихана, он имеет право открыть своё додзё и набрать учеников. На этом уровне они знают все техники, но они должны начать сомневаться, действительно ли они освоили все эти техники. Это уровень Шихана.
Затем они изучают три великих столпа, которые, наконец, дают им уверенность. Они являются ключом, который раскрывает все последние секреты в каждой из техник. Это можно сравнить с полировкой всех техник.
Если бы это были какие-то конкретные технические навыки, то их можно было бы преподавать на начальных этапах, но не все так просто. Нужно накопить достаточно опыта в процессе обучения, хорошо овладеть техникой, чтобы наконец-то осознать смысл этих понятий.
Во многих Будзюцу можно услышать, что техники, которые вы изучаете в начале, являются самыми сложными. Однако это не значит, что можно достичь наивысшего уровня, освоив только начальные фундаментальные техники.
Для непосвященных разница в выполнении техники начального уровня и с использованием концепций Окудэн может быть неочевидна.
В Хакко-рю есть письменное объяснение этих трех великих столпов, и каждое из понятий описано подробно. Получив посвящение в Сан-Дай-Кичу Шихан получает 3 свитка с этими описаниями. Объяснения содержат выразительную терминологию, которую сможет понять только человек, обладающий достаточно глубоким знанием Хакко-рю.
Например, Рокэн Сэнрецу. Звучит как абстрактное выражение, которое можно отнести к любой технике, но его значение довольно конкретно. Оно означает маршрут, по которому меридианы достигают плеча. Конечно, есть и более глубокое значение.
В большинстве ситуаций, разбираемых в боевых искусствах, противник начинает свою атаку с захвата или удара рукой. Хакко-рю не исключение. В момент атаки вы касаетесь руки противника и немедленно запираете (Кимэ) его плечо по меридиану, идущему вдоль руки. В данном случае Кимэ не означает замок сустава. Воздействие более мягкое, но контроль противника более сильный, который отчетливо ощущается, но может быть не заметен.
Это секретная часть учебного плана и не показывается посторонним. В принципе, даже если услышать объяснение, для постороннего будет не понятно, что это такое на самом деле.
Фактически, нужно использовать Сан-Дай-Кичу для всех техник, которые начинают восприниматься по другому.
Три великих столпа не являются секретными техниками, которые могут быть добавлены к другим техникам. Может быть, что кто-то уже использует их, не зная об этом. Это такое изначальное и тонкое знание. Когда человек освоил множество технических приемов и привык к их применению, он склонен слишком сильно придерживаться формы. Понятия трех великих столбов напоминают человеку, попавшему в такую ситуацию, правильный путь. Понимая эти концепции, методы могут полностью измениться. У каждой школы есть свои методы передачи тайных знаний, вы не сможете легко обнаружить и раскрыть эти секреты. В Хакко Деншин рю секретные знания систематизированы, чтобы ученики, достигшие соответствующего уровня, могли понять и освоить их.
Мы привыкли искать истину через обсуждение и размышления. И в практику дзю-дзюцу мы привносим слишком много аналитического мышления. Техника должна практиковаться. Много раз, прежде чем ученик по-настоящему поймет смысл и принципы. Наставник не может сказать ученику, что такое истина и когда он ее почувствует. Внутреннее знание придет само по себе, через повторение и непрерывную практику.
Когда ученик считает, что он овладел техникой, или сообщает о своих достижениях, он все еще не понимает истинного смысла обучения. Сказать, что овладел чем-то, значит остановиться в обучении. Освоение Хакко Деншин рю — любого искусства — это процесс, а не окончательная цель.