Основа должна идти от боя — вы на земле по какой-то логической причине — потому что изначально очень практичный японский боец исходил из этого — так же, как кровь и кишки, смешанные с землей, на оружии таких систем, как когусоку и коши-но-мавари, стали изысканной системой Дайто-рю, которая, в конце концов, стала мирным айкидо.
— Эллис Амдур
Традиционная школа — традиционные методы обучения
Мы практикуем традиционное японское дзю-дзюцу. Поэтому есть несколько характерных особенностей. Так мы отрабатываем технику не только в стойке, но и в положении сидя на пятках (сэйдза) и защиту сидя от нападающего в стойке (ханза-хантачи).
Есть традиция и связанный с ней этикет. В правилах все расписано — как принимать, находиться в позиции сэйдза, как вставать из неё и выполнять необходимые ритуалы. О рэйсики, правилах поведения в додзё, написано очень много. Сегодняшняя статья немного о другом. Мы рассмотрим некоторые исторические аспекты, связанные с появлением данного положения у самураев. Попытаемся понять как применялась данная позиция, и для чего техники в сэйдза оставлены в учебной программе наших школ джиу-джитсу.
В базовых техниках Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай Шодэн 118 каджо для техник на коленях используется положение идори. При отработке техник Содэна в положении на коленях мы сидим в сэйдза. Сэйдза является очень неудобным положением для выполнения движения. Поэтому первоначальной целью перед началом (одновременно) любой техники, является вставание на колени.
В Хакко Деншин рю техники в сувари мы также начинаем в положении сэйдза. Но при отработке кихона Сокэ Гарсия всегда обращает внимание, что при входе в технику уже нужно быть в кидза.

Сувари-ваза в традиционном джиу-джитсу
Техники в обоих школах изучаются двумя основными способами: сувари-ваза (сидя на пятках) и тачи-ваза (стоя).
Первоначальная подготовка в положении на коленях имеет две конкретные цели. Во-первых, позволить учащемуся полностью изучить специфику конкретной техники и овладеть принципами. Чтобы он знал, что заставляет ее работать и что мешает ей работать. На этом этапе обучения ученику не нужно слишком беспокоиться о ногах или передвижениях. Во-вторых, целью тренировки на коленях является развитие эластичности в ногах, равновесия, силы в бедрах, и ощущения тандэна.
Тренировка в положении стоя показывает насколько техники хорошо изучены на коленях. Это позволяет учащемуся сосредоточиться на положении тела и движении ног. Движения рук уже освоены в сувари. Ему не нужно изучать движение рук и сопутствующие передвижения ног одновременно. Так уменьшается риск совершить ошибку, или, что еще хуже, запутать себя, пытаясь сосредоточиться на двух вещах сразу. Окончательная интеграция движения ног и тела с соответствующей техникой рук, выполняемая плавно, быстро и эффективно, позволяет взять противника под контроль.
Является ли сэйдза реальной боевой позицией самураев?
Для примера взята школа Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, так как Поль “Бэтмен” О’Браен досконально разобрал данную тему у себя на сайте. Но примерно также развивалась ситуация и в других школах.
Мусо Дзикидэн Эйсин-рю много критикуют за использование Сэйдза (正座 — «правильное сидение»). Большинство критиков в интернете являются сторонними наблюдателями, не практикующими школу. Но это не мешает им заявлять, что эту позицию самураи не использовали. Что невозможно сидеть в Сэйдза с длинным мечом, продетым через оби.
Эти же аргументы используют те, кто утверждает, что Мусо Дзикидэн Эйсин-рю не содержит реалистичных, аутентичных методов поединка. Школа имеет долгую историю, охватывающую несколько культурных и военных периодов. И положение Сэйдза — прекрасный пример наслоения исторических периодов, реалистичных методов, абстрактной стратегии и религиозной философии.

Сэйдза
Зачем?
Многие из этих критиков опираются на старые заметки и обсуждения на форумах. Но все это происходило давно. У многих не было доступа к документам, учителям и знаниям. Те, кто начинал, имели ограниченные ресурсы и полагались на фрагменты информации и молчаливое одобрение.
Но время движется, сегодня мы знаем больше. Нас многому научили, переведены и опубликованы отличные исторические и научные статьи, вносящие ясность в вопросы, которые когда-то были не до поняты.
Вот что подвигло меня на статью — большинство споров исходит от тех, кто не имеет отношения к школе, они увидели ролик в интернете и делают ложные утверждения и необоснованные предположения. Они с уверенностью говорят о вопросах, в которых не разбираются. Это создает путаницу, распространяет дезинформацию и наносит ущерб репутации многих школ Корю будзюцу.
Проблема не новая, но это продолжается и сегодня. Кто-то может заметить, зачем доказывать кому-то в интернете, лучше потратить это время на тренировки. Я считаю, что нужно потратить немного времени и попытаться остановить поток дезинформации и необоснованной критики традиционных школ.
История появления сэйдза в школе
Сэйдза, как поза, получила распространение после Сэнгоку Джидай ( 戦 国 時代, «Эпоха воюющих провинций», 1467 — 1603). Раздел Шодэн (открытый набор методов), хотя он практикуется с момента его введения в начале 1700-х годов, был официально добавлен в школу Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в 1900-х годах.
Сэйдза не была предназначена для самураев в эпоху Муромачи. На самом деле я бы отметил, что меч не был основным оружием самураев вообще. Фактически, Сэйдза появилась в результате изменения уклада жизни — получили распространение татами, стала популярной чайная церемония. Это способствовало социальным изменениям в этикете и личном поведении.
Школа Омори-рю Сэйза-но-бу названа в честь своего основателя, Омори Рокурозаэмон Масамитсу (大 森 六郎 左衛 門 正光 ), ученика 7-го Сокэ, Хасегава Чикараносуке Эйсина (или Хиденобу) (長谷川 主 税 助 英 信). Омори был исключен из Мусо-рю в какой-то момент из-за личных обстоятельств, о которых не известно. В течение этого времени Омори был учеником Огасавара-рю Райсики (小 笠原 流) школы этикета, и изучал школу меча Ягю Синкагэ-рю (柳生 新 陰 流), которая имеет непрерывную линию передачи от Камиизуми Исэ-но-Ками Нобутсуна (上 泉 伊 勢 守 藤原 信, 1508-1578) с линией Ягю, идущей от Ягю Секишусаи Тайра-но-Мунэтоши (柳生 石 舟 斎 平 宗 厳, 1527-1606). В Ягю Синкагэ-рю был набор из пяти методов Иай, называвшихся Сая-но-учи Батто Гохон.
Из этих старых форм и его знаний в Мусо-Рю, Омори разработал серию из одиннадцати методов Иай в сочетании с позицией Сэйдза из школы этикета Огасавара. Позднее Омори был восстановлен в школе Мусо-рю. Здесь важен факт, что методы Омори — это нововведения, разработанные из Ягю Синкагэ-рю и Ейсин-рю Татехидза-но-Бу.
Методы не учат вас тому, чему, по вашему мнению, они учат
Прежде чем продолжить, нужно внести ясность… В Японии есть понятия «Омотэ» и «Ура». В кендзюцу Омотэ — это лезвие — сторона, которую можно увидеть. Ура — это спинка меча, которую не видно. Однако, как и практически во всем в Японии, в искусстве традиционного японского фехтования, есть более глубокое значение, понятия Ин / Йо (Инь и Янь). Омотэ — это то, что лежит на поверхности, — это Янь, светлое и очевидное. Ура — это более глубокий скрытый смысл, Инь, темное и скрытое. Эта концепция применяется ко всем аспектам жизни, от выращивания цветов до политики.
В японских боевых искусствах мы постоянно находим почти бесконечную кроличью нору Ура в кажущемся очевидным Омотэ. Например, в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в ката 浮雲 мы выходим из положения сидя, чтобы отступить, отталкивая рукоятку меча. Омотэ — это то, что мы просто убираем наш меч, чтобы противник не достал. И это правда … но не единственная. Ура заключается в том, что это пример стратегии, известной как микоши сандзюцу. Мы создаем преднамеренное открытие (суки), чтобы заманить врага в конкретное движение, для атаки определенным образом. Контролируя восприятие и намерения противника, мы можем заставить его двигаться не осознанно, создавая дырки, которые мы можем использовать.
Еще один смысл заключается в том, что в ката вы шагаете вперед или поворачиваете влево. В реальной технике, применяемой в бою, вы можете и отступить или повернуть направо. Есть и еще смыслы. Но главная цель этой серии — показать, что то, что вы видите, представленное на поверхности, — это не вся история. За ярким фасадом, может скрываться разрушающееся здание, честный пиар компании скрывает необузданную коррупцию, хихикающая симпатичная блондинка может оказаться физиком-ядерщиком.
Именно понимание Ура раскрывается посвящённому при изучении школы.
Самурай не носил длинный меч, сидя в сэйдза

Самурай с дайто (длинный меч) в сэйдза. (Деншо из частной коллекции)
Это первый пункт в критике положения сэйдза, и наиболее легкий для опровержения. Это неправда! Многие самураи сидели в сэйдза в эпоху Эдо, так как положение становилось все более популярным. И при этом они также носили длинные мечи.
Начиная с введения сэйдза в Омори-рю в начале 1700-х годов до революции Мэйдзи в 1876 году, на протяжении более 100 лет самураи носили и использовали длинный меч, находясь в сэйдза. Это касается практиков Омори-рю. Однако были и другие случаи и во время периода Эдо, и до него.
Среди японцев в настоящее время есть люди, которые считают, что немного странно сидеть в сэйдза с мечом за поясом. Это потому, что большинство японцев забыли, что до периода Мэйдзи это было абсолютно нормально. Самурай, сидящий с мечом, изображен в многочисленных иллюстрациях и на картинах того времени.
— М. Ямакоши
В многочисленных замках в Японии диорамы изображают Даймё (大名) — феодальных японских лордов), наблюдающих за судом, в окружении чиновников с короткими мечами, и телохранителей с катанами, сидящими в сэйдза.
Но были так скажем необычные случаи. Дзёйучи (上 意 討J ) — это когда самураям было приказано взять кого-то под стражу или казнить. В школе Мусо Дзикидэн Эйсин-рю есть несколько ката, моделирующих такие ситуации.
Рассмотрим изображение на свитке, из музея Хёго. Самураи присягают на верность Даймё. Телохранители с права вооружены тачи (длинный меч, характерный для того периода). Красным обведен ближайший к зрителю. Он сидит с длинным мечом в сэйдза. Можно видеть ступни, обведены синим.

Самураи в сэйдза. (Свиток из музея Хёго)
На протяжении истории самураи сидели в разных положениях. Идори, также называемое кидза (跪 座 / 跪坐, 起坐), положение, подобное сэйдза, но ноги опираются на пальцы, а не на подъем стопы, агура (胡 座 / 胡 坐) позиция со скрещенными ногами, обычная в период Муромачи для носивших йори ( 鎧, — доспехи) и татэхидза, положение на одном колене, и, конечно же, сэйдза. На некоторых исторических изображениях можно увидеть почти все из них сразу, на одной картине.
Например, на ранних изображениях великого генерала периода Сэнгоку Такэды Шингена (武田 信玄, 1 декабря 1521 г. — 13 мая 1573 г.) и его знаменитых 24 генералов.

Свиток — Такэда Шинген с генералами. Изображены позиции — кидза, агура, татэхидза, сэйдза
Связь с дзю-дзюцу
Профессиональный солдат, боец или мастер боевых искусств (а эти три не одно и то же), как правило, должен быть способен реагировать на насилие в самых разных ситуациях. Многие из этих ситуаций связаны с самообороной или борьбой в бытовых условиях, когда конфронтация развивается очень быстро. Учитывая, что в Японии позиция сэйдза стала распространенным явлением, вполне естественно, что для реагирования в таких ситуациях были предложены решения.
Хороший пример такой школы — Такеноучи-рю, одна из самых старых школ дзю-дзюцу, сохранившихся до наших дней. Основанная в период позднего Муромачи в 1532 году, школа содержит большой набор методов, выполняемых из положения, подобного сэйдза, но с подогнутыми пальцами — идори или кидза. Многие из этих форм дзю-дзюцу связаны с атаками и защитами от кинжалов или коротких мечей.
Идори является более универсальной. И нужно учитывать, что некоторые очень старые стили сделали переход к сэйдза в течение последних нескольких поколений — относительно не давно. Это хорошо видно и на примере школ, которые мы практикуем в нашем додзё. В Дайто-рю Такумакай экзаменационные техники из списка Хидэн Мокуроку выполняются в идори. То есть формально мы уже подготовились к нападению или как минимум находимся в состоянии постоянной готовности. При отработке основной программы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай, зафиксированной в Содэн, используется позиция сэйдза.
Почему стали использовать сэйдза, если идори более «предпочтительна».
Во-первых, это формализация учебного процесса. Идори — это не способ сидеть — это «позиция» на коленях. Вас никогда не попросят «сесть» из-за определенного уровня или соблюдения формальностей. Поскольку практика перешла в закрытые помещения, смысл форм начал теряться. Сэйдза формализовала способ сидеть внутри.
Во-вторых, влияние на школы конфуцианских и буддистских практик. Кто принял концепцию совершенствования, естественно пришли к сэйдза — спокойствию.
Ну, и идори травмирует ноги. Не только не японцам.
Какая здесь связь с Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и проблемами сэйдза?
Еще одной любимой претензией к Мусо Дзикидэн Эйсин-рю часто озвучиваемой, является то, что это одиночная практика. Опять-таки это принципиально неверно. Работа в парах фактически составляет большую часть методов школы. Одиночных ката — 46, не считая хэнка или вариаций. Это основная масса материала, знакомая большинству учеников, но это еще не вся школа.
На самом деле существует несколько других наборов, парных техник (кумитачи, 組 太 刀). Их учат на продвинутом уровне после многих лет учебы, если до этого доходит. Таких форм — 53, не включая вариации.
Если посмотреть на историческую учебную программу, станет еще интереснее. Согласно Мусо Дзикидэн Эйсин-рю Иай Хейхо Чи-но-маки, написанному Масаока Кацукане, в учебном плане было еще 63 формы дзю-дзюцу. Это самый большой раздел среди техник школы. Теперь нет этих 63-х форм. Но можно предположить, что некоторые из них были переходными от сэйдза и татехидза.
Атака в сувари-ваза
Сэйдза сейчас считается типичной для японцев. Из-за отсутствия стульев данная поза привычна для них. В некоторых сельских районах эту позицию до сих пор называют хидза-матсуку (преклонить колени), записывается хидза-матсуку иероглифами «колени» и «опасно».
Возникает вопрос: Зачем это нам, когда мы спокойно сидим на стульях, и шанс что во время атаки мы будем в положении сэйдза крайне мал. Данный раздел техник (сувари-ваза) важен и помогает быстро наработать ощущение своего центра и развить нужные группы мышц. Если вы занимаетесь дзю-дзюцу, то должны чувствовать центр. Стоя очень легко использовать ноги, в сэйдза все не так просто! Для того, чтобы начать двигаться, вы должны хорошо чувствовать своё тело, движение должно начинаться из центра.
Отработке сувари-ваза уделяют время практически на каждой тренировке. И здесь многие сталкиваются с проблемой, как атаковать в сувари. Если с ударами еще более-менее понятно, то с захватами возникают проблемы.
Сам первоначальный смысл атаки понимают практически все — захватить руки, чтобы не дать вытащить оружие. Но многие упускают такой важный момент как движение.
Чтобы сделать технику нужно начать двигаться. Чтобы удержать противника, нужно не только держать его руки, но и не давать ему двигаться. Значит для первоначального уровня нужно захватить руки противника в районе запястий и прижать их сверху к бедрам противника. За счет прижатия мы удерживаем не руки, а не даем подняться и начать движение противнику.
На более продвинутом уровне, когда практикующий может закрывать суставы противника, задача усложняется. Нужно закрыть запястья, локти и плечи противника и перенаправить движение в его центр, чтобы он не мог начать движение. На данном этапе руки прижимать к бедрам уже не обязательно.

Удержание противника в сэйдза
Для проверки правильности атаки, нужно попросить партнера ударить головой. Если атака головой возможна, ваш захват не эффективен.
Защита в сувари-ваза
Как все эти рассуждения могут помочь в наших тренировках? Связь самая прямая. Если вас атакуют, на первом месте должна стоять защита. Чаще всего, это сложное комплексное движение, которое включает и перехват инициативы, и «выключение» силы противника. Нюансов много, если что-то упустить, перейти к контратаке становится проблематично.
И как ни странно, наибольшую трудность вызывает наработка техник от захватов. Для многих далеко не очевидно, что если вас пытаются удержать, то главным защитным действием будет восстановление способности к передвижениям. Вариантов может быть несколько, но самый простой и действенный если вы находитесь в сэйдза — встаньте на колени (идори), чтобы начать двигаться.
Мы сейчас не рассматриваем вариант, когда вы уже можете перехватить инициативу в момент контакта. Если вам прижали руки к бедрам в положении сэйдза, «помогите» противнику, не пытайтесь поднять руки или противодействовать, просто встаньте на колени. Главное, начинайте движение от центра.

Нужно просто встать
Кстати, некоторые пытаются и техники от ударов выполнить в сэйдза не вставая.
Всё очень просто — движение жизнь!
В начале движения и усилия у всех чрезмерны. На продвинутом уровне такого явного движения уже может и не быть, но импульс (намерение) все равно начинается из центра.
Ключевое слово здесь — «продвинутый». Практически каждый учитель или старший инструктор признает, что сэйдза — это способ практиковать и готовить организм к формам школы. Таким образом, сувари-ваза является формой танрэн (подготовка тела). Чтобы нам, не профессиональным воинам, развить силу мышц и связок, поставить дыхание, натренировать физиологические и психоэмоциональные связи, чтобы иметь возможность подготовиться выполнять более сложные движения на продвинутых уровнях. И это придает законченный логический смысл методам Сувари-ваза — обеспечить вводное обучение и физическую подготовку.
Есть много корю, которые больше, чем просто набор методов. Существуют внутренние религиозные и духовные верования синтоизма, даосизма, конфуцианства и эзотерического буддизма, вплетенные в ткань каждой техники. Это не означает, что общественное и историческое влияние обошло корю стороной.
В настоящих корю традиции, культура и техника являются частью единого целого, включающего Сокэ, традиционные лицензии и уникальный код поведения. Хотя нет никаких сомнений в том, что можно изучать или преподавать только техники в изоляция от остального. Результатом, на мой взгляд, является простая пародия на техническое изобилие, хранящееся в этих древних традициях.
Фундаментальное значение кихона нельзя переоценить. Постановка сэйдза — это первое введение в более широкий и глубокий мир, духовная связь с японской культурой и историей. Это наш самый важный инструмент, чтобы понять и применить методы более древних времен.