ИНТЕРВЬЮ С ХИСА ТАКУМА,
Мэнкё Кайдэн Дайто-рю Айки-дэюдэюцу
Мэнкё Кайдэн Дайто-рю Айки-дэюдэюцу
Следующее интервью с Хиса Такума провел Стэнли Пранин 14 апреля 1979 года в его доме в Ниши Огикубо, Токио. Хиса был учеником Уэсиба Морихеи и в последствии Такэды Сокаку1 в 30-х годах в Осаке. Он получил Мэнкё Кайдэн2 в 1939 году от Такэда, и в 1956 году Уэсиба Морихеи присвоил ему 8-й дан Айкидо. Так как Хиса скончался вскоре после интервью, Пранин не смог сделать уточнения. Я решил вернуться к оригинальной японской версии, которая содержит дополнительные материалы, и включил их для лучшего понимания контекста. Я также добавил несколько цитат, чтобы прояснить некоторые моменты и отразить самую актуальную информацию, имеющуюся в нашем распоряжении относительно этого ключевого периода в истории Айкидо.
Гийом Эрард
Статья на английском языке опубликована на aikidojournal.com, автор перевода с японского и комментариев — Guillaume Erard.
Газеты должны отражать общество, в котором они существуют. В тогдашней политике было много так называемых политических союзов, и когда эти группы делали что-то, что выходило за рамки нормы, газеты критиковали их. Такая статья была опубликована в газете Асахи3, и в ответ несколько членов Сейюкай4 перевозбудились и пытались сжечь офис газеты. Поэтому газете пришлось защищаться. Мы приняли защитные меры, такие как провода под током5.
В 1932 году я отвечал за усиление мер безопасности в главном офисе Tokyo Asahi News. В знак признания моей работы, и несмотря на мою молодость6, меня повысили до руководящей должности в офисе в Осаке. Затем, высокопоставленный человек в Токио, мистер Мицудзиро Исии7, который был председателем Общества физического воспитания, представил меня Уэсиба-Сэнсею и сказал, что я должен учиться у него. Поэтому мне было приказано учиться у Уэсиба-Сэнсея, и компания заплатила за это.
В марте 3-го года Сёва (1928 г.), когда скончалась принцесса Хисаномия, произошел инцидент из-за серьезной ошибки корректора. Правительственные чиновники и люди из Сейюкай вместе с людьми правых убеждений стекались к офису, угрожали охранникам пистолетами, врывались в типографию и засыпали наждачный порошок в печатные машины. Г-н Исии приказал мне разобраться с этой ситуацией и охранять типографию. В конце концов, бунтовщики ушли и весь беспорядок подошел к концу. Похоже, у газетной компании Asahi в Осаке возникли проблемы с жесткими угрозами со стороны Сейюкай и правого крыла. Весной 7-го года Сёва (1932), когда г-н Ясусигэ Наганода из Общих вопросов ушел в отставку, мне, 33-летнему мужчине, была дана важная должность.
Уэсиба-Сэнсей приехал в Осаку, примерно, в 1933 году, и мы учились у него около трех лет. Сначала он учил нас техникам сидя, затем техникам сидя против нападающего в стойке и, наконец, приемам в стойке8. Тогда я был молод и очень занят, поэтому вставал около пяти часов утра и тренировался два-три часа. После каждой тренировки мы фотографировали все техники. Это были фотографии, из которых был собран Содэн9.
Мы сами. В конце концов, мы были газетой, поэтому у нас были возможности для этого. Мы также сняли фильм10.
Даже в самые напряженные моменты я старался оставаться в хорошей форме, занимаясь сумо и дзюдо. Г-н Исии настоятельно рекомендовал этот тип дзю-дзюцу, называемый Айки-дзюцу, поэтому я потратил много времени с Уэсибой Морихеи на занятия этим боевым искусством, которое специализировалось на технике встречного замыкания. Я такой человек, стараюсь добраться до сути любого дела, поэтому я зашел так далеко, что пригласил учеников г-на Уэсибы к себе домой, чтобы вместе есть, спать и тренироваться. В тот момент мне было недостаточно просто тренироваться, и я решил передать это искусство следующим поколениям, поэтому я начал фотографировать каждую технику и добавлять к ним описания. Я также захотел снять все это, поэтому попросил помощи у фото-клуба и смог создать фильм со мной в качестве режиссера.
Учеников.
Да. Это были Йосимура Йоситэру, Кавазоэ Куниёси и Накацу Хэйзабуро11. В Содэне одиннадцать томов. Я собрал девять из них. Тома 1-6 содержат то, что мы узнали от Уэсиба-Сэнсея, а остальные — то, что мы узнали от Такэда-Сэнсея. После занятий Такэда-Сэнсей принимал ванну12, и в это время ученики возвращались в додзё и делали снимки. Я собрал их все и сделал сборник из 11 томов13.
Я полагаю, нет. Но он сказал мне: «Бон-сан14, я хочу, чтобы nы передал это Будо будущим поколениям». Это одна из причин, по которой я сделал фото и снял фильм15. В своем информационном бюллетене Дайто-рю Айки-Будо, глава школы16 сказал: «Я благодарен за эту запись Дайто-рю. Мой отец тоже, несомненно, был бы доволен».
Даже Сокаку, который был известен своей сильной волей и духом, беспокоился о будущем Дайто-рю, поэтому он выбрал Хису Такума (который получил полную передачу в Дайто-рю) своим преемником и помощником. Диплом и свиток, данные Хисе, были написаны каллиграфом Уоисо Сессу в присутствии Сокаку и Токимунэ в доме Хасэгава Йосиро. Сокаку и Токимунэ принесли диплом и свиток и сфотографировались с группой Хисы из Осака Асахи Ньюс.
Такэда Токимунэ — Информационное письмо Дайто-кана (апрель 1979 г.)
Хиса написал много книг об айкидо, начиная с Каннагара-но-Будо в 1940 году, а 40 лет спустя с помощью «Ниппон Будокан» в компании Osaka Asahi News был снят фильм с демонстрацией боевого искусства Хисы. Затем Хиса появился на мероприятии по боевым искусствам, впервые продемонстрировав Дайто-рю17. Сорок лет назад, когда Такэда Сокаку выбрал Хису своим преемником, он доказал, что обладает мудростью и силой, чтобы заглянуть в будущее. Я считаю, что это и есть истинная сущность айки-будо. Я уверен, что покойный Сокаку действительно был бы горд и доволен достижениями Хисы.
Такэда Токимунэ — Информационное письмо Дайто-кана (апрель 1979 г.)
В фильме, снятом Ниппон Будокан в конце 1970-х годов, техники Дайто-рю демонстрируют ученики Хисы Такума. В фильме можно увидеть некоторые техники из сборника Содэн.
Вот рукопись, которую я выпустил под названием Каннагара-но-Будо. В ней показаны методы ареста для сотрудников полиции. Эта называется «Техника самообороны для женщин»18.
Благодарю вас за столь высокую оценку моей работы.
Я не знаю. У него не было названия. Для удобства мы просто назвали его «Асахи-рю».19.
Многое произошло, и я был очень занят, и, если честно, я забыл о снятых фильмах, но недавно со мной связался американец Стэнли Пранин, который тщательно исследует айкидо Уэсибы. Он нашел фильм и пришел показать его мне, чтобы я мог увидеть. Я не могу передать шок, который я испытал, когда увидел слова «Снято компанией Asahi News, режиссер Хиса Такума». Потом я увидел себя намного моложе на экране, и я смотрел фильм вместе с другим учеником, мистером Йонекавой, мы вдвоем, уже старые и понурые, хихикали вместе. Мне казалось, что мы ехали на машине времени.
Внезапно он появился в приемной «Осака Асахи Ньюс» и сказал: «Я слышал, что вы изучаете Айки-дзюдзюцу у Уэсибы. Я многому его не научил20, так что если ты действительно хочешь учиться, я научу тебя».
Да, Сэнсей внезапно появился у входной двери со своим посохом в руках. Вы знаете, он прошел весь путь с Хоккайдо21.
В то время все сотрудники службы безопасности в «Асахи Ньюс» были довольно крепкими парнями, имеющими, по крайней мере, пятые даны в дзюдо22 и кендо. Они с энтузиазмом отнеслись к Айки-дзюдзюцу и усердно тренировались, поэтому быстро прогрессировали. Они, естественно, усвоили почти все джиу-джитсу23, которому Уэсиба учил их в течение двух лет.
Как раз тогда, когда мы пытались решить, что делать дальше, Сокаку Дай-Сэнсей внезапно появился из ниоткуда, без какого-либо предварительного уведомления или приглашения. Он был щуплого телосложения, но его взгляд был острым и пронзительным, и он носил кинжал на поясе. И он пришел, стуча железным посохом в правой руке — такой посох мог бы носить горный аскет.
Он крикнул: «Привет! Вызовите директора по общим вопросам. Я учитель Айки-дзюдзюцу Уэсибы Морихеи, и меня зовут Такэда Сокаку. Я слышал, что, несмотря на свою неопытность, Морихеи преподает здесь Айки-дзюдзюцу. Я считаю очень важным для чести Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, что в «Асахи Ньюс» преподаются плохие техники на глазах всего мира. Поэтому я приехала с Хоккайдо так быстро, как только смог». И высоко подняв меч над головой, он решительно сказал: «Мы сразу же начнем тренировку!» Конечно, мы уже слышали от Уэсибы-Сэнсея, что он изучал техники, известные как Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, от учителя по имени Такэда Сокаку, но было трудно поверить, что этот маленький старичок24был тем человеком. В любом случае, мы пригласили его в додзё и обращались с ним вежливо. В конце концов мы смогли узнать больше деталей, и он продемонстрировал некоторые приемы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на ком-то из сильных парней, тренировавшихся под руководством Уэсиба-Сэнсея.
Уэсиба-Сэнсея всегда сопровождали трое или четверо личных учеников, которых он использовал в качестве партнеров по практике, при демонстрациях25. Но у Такэда-Cэнсея не было с собой ни одного ученика, и он всегда демонстрировал свои приемы на любом, кто был достаточно смел, чтобы шагнуть вперед. В тот раз с ним тоже никого не было, поэтому на него один за другим нападали наши местные силачи. Он отправлял их в полет, как будто выкручивал запястья младенцам, прижимая их так тщательно, что они даже не могли попросить о пощаде. Все были очарованы красотой техник Уэсибы, но в тот момент нас потрясла сильная техника этого старого мастера. Так же, как Бэнкей26 сделал это, пообещав верную службу Усивакамару27, каждый человек тут же низко поклонился Сэнсею и попросился стать его учеником.
Отрывок из рукописи Хиса Такума «От айки-дзюдзюцу к айкидо» (合気柔術から合気道へ)
Сколько бы Сэнсей Сокаку ни говорил, что научит меня, я не мог поверить, что это правда. Это было невероятно. В то время я был Директором по общим вопросам и руководителем всех этих крепких ребят. Однако я не упомянул о своем положении Такэда-Сэнсею, а вместо этого встал в конце строя. То, чему учил Сокаку, было несравнимо грубее того, чему мы научились у Уэсибы, и я подумал: «Это по-настоящему». Но было уже слишком поздно вставать и представляться. Поэтому Такэда-Сэнсей всегда называл меня «Бон-сан», а не по имени.
Уэсиба-Сэнсей делал такие вещи, но я так ничему и не научился. Я учился только технике с пустыми руками.
У него я тоже учился только искусству с пустыми руками. Тем не менее, кроме этого я также получил наставления по мечу Айки и Нито-рю28.
Он был очень искусен в обращении с мечом. Как вы, возможно, знаете, реставрация Мэйдзи привела к избытку фехтовальщиков, поэтому для того, чтобы заработать на жизнь, им пришлось перейти к обучению искусству безоружного боя. Такэда-Сэнсей был таким человеком.
Года два-три. Тем не менее, он спросил меня, как долго я учился у Уэсибы, и когда я ответила: «Три года», он сказал: «В таком случае вы можете пропустить начальные уровни, и я начну обучать вас со среднего уровня».29
Год спустя вы были сертифицированы как инструктор30 Сокаку-Сэнсеем. Это было быстро, не так ли?
Ну, я уверен, что это произошло потому, что я провел три года под руководством Уэсибы-Сэнсея, нарабатывая базу. Я учился у Морихэя-Сэнсея более трех лет, но не получил от него лицензию31.
Три или четыре года спустя Томики Кэндзи32 рекомендовал меня, сказав, что я лучший среди всех айкидок, поэтому Уэсиба-Сэнсей наградил меня восьмым даном33.
Пять или шесть.
Он не просил многого. Была определенная система. Когда вы практиковали, вы записали свое имя в регистрационную книгу и ставили печать34. Он, конечно, не требовал необоснованных сумм. На самом деле он не интересовался такими вещами.
Когда мы встречались в Осаке, я водил его по ресторанам более высокого класса, и он всегда настаивал на том, чтобы дать чаевые официантке35. Он сказал: «Бон-сан, ты не можешь просто использовать этих девушек, ты же знаешь». Кроме того, он наставлял меня, что всякий раз при посещении чужого дома, я всегда должен иметь в виду какой-нибудь способ побега. Он научил меня многим вещам о пути воина.
Позже мне довелось встретиться с Такэдой Сокаку, который является истинным основателем этого пути, и для меня было большой честью стать одним из его последних учеников. Я получил Мэнкё Кайден в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Я получил все знания от Уэсибы-Сэнсея и Такэды-Сэнсея и записал их, отредактировал все, разделив на 4 раздела: шодэн (初伝), чудэн (中伝), окудэн (奥伝) и хидэн (秘伝), я создал в общей сложности 9 томов Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Содэн Кьюкан (大東流合気柔術総伝九巻), а также еще один том под названием «Хоги Хидэн» (捕 技 秘 伝), ориентированный на полицейских, и еще один дополнительный том под названием «Ёси Будо» (女子武道), который показывает методы, которые могут быть использованы для самообороны женщин.
Я где-то слышал, что они оба родились в 1860 году36. Такэда-Сэнсей говорил тогда, что Кано превращал дзю-дзюцу в «Путь». Он сказал, что это прекрасно, но он забыл старые школы дзю-дзюцу37.
Насколько я могу судить, как Кано-Сэнсей решил запретить традиционные, но опасные техники дзю-дзюцу, такие как техника встречного замыкания и атэми-ваза38, и вводя обычные броски и партер с удержаниями, как часть учебной программы по физкультуре для учеников мужского пола для применения в образовательных учреждениях. Уэсиба-Сэнсей также решил уменьшить количество методов встречного замыкания, которые являются квинтэссенцией Дайто-рю, делая Айки-нагэ основным методом, и изменяя его, чтобы сделать более подходящим для широкой публики.
Отрывок из рукописи Хиса Такума «От айки-дзюдзюцу к айкидо» (合気柔術から合気道へ)
Через столько времени, если у вас есть кто-то, кто говорит вам правду, это бесценно.
Сноски:
Интерес, вызванный статьей «Има Бокуден», дошел до Осаки, и в июне Сокаку получил приглашение от газеты «Осака Асахи». Он остановился в доме своего ученика г-на Нагатани, около десяти экспертов по дзюдо и мечу и г-н Хиса Такума, начальник Отдела бизнеса «Асахи ньюс», пришли к нему в гости, услышав, что герой статьи находится в Осаке.
Токимунэ Такэда, Бюллетень Дайто-кан Додзё № 39.