Это перевод статьи, написанной Хакару Мори, Сомучо (генеральный директор) Дайто-рю айкидзюдзюцу Такумакай (大東流 合気柔 術琢磨 会, 総 務 長 森 恕).

Статья была опубликована на японском в выпуске № 49 Такумакай бюллетеня.

Если присмотреться повнимательнее, то становится понятно, что большинство методов Дайто-рю не используют захватов непосредственно на теле противника, а созданы для воздействия на предплечья. Образно говоря, предплечье противника используется в качестве джойстика, чтобы управлять его телом.

Это довольно сильно отличается от классического захвата за отворот, как в дзюдо, или использования пояса как в техниках сумо. Кроме того, это избавляет от необходимости плотного контакта с телом противника при проведении техники. В Дайто-рю так манипулируют предплечьем противника, что даже при применении техники есть пространство между своим телом и телом соперника. Лишь в редких случаях их тела имеют тесный контакт. По этой причине, Дайто-рю иногда называют «дистанционным Будо».

Тем не менее, никто не сможет манипулировать телом противника на расстоянии через предплечье, не понимая основополагающие принципы и методы.

Помимо глубоких технических принципов, связанных с методами манипулирования самим предплечьем, нужно понимать, что есть три сустава — плечо, локоть и запястье на пути передачи усилия вдоль руки. А еще есть связки, которые удерживают их вместе и мышцы, приводящие это все в движение. Когда кто-то прикладывает силу к запястью, чтобы воздействовать на тело, каждый из суставов и связок, вместе с мышцами выступают помехами на пути передачи усилия.

Соответственно, для того, чтобы овладеть техникой Дайто-рю, необходимо понять технические принципы, лежащие в основе метода манипулирования предплечьями и передачи усилия через три сустава к корпусу. Это не слишком много, но мы должны стремиться к пониманию этих технических принципов и методов в нашем обучении постоянно.

Перед рассмотрением технических принципов, связанных с методами манипулирования предплечьем, давайте сначала обсудим, как использовать руку противника, чтобы передать усилие от предплечья к телу противника.

Все очень просто! Достаточно замкнуть все три сустава, чтобы рука стала жесткой.

В каждом суставе, не важно запястья, локтя или плеча, каждая секция перемещается сравнительно свободно в пределах ее степени свободы. По этой причине, когда усилие прикладывается к предплечью, эти суставы инстинктивно двигаются, чтобы избежать напряжения. И для проведения техники необходимо зафиксировать три сустава руки соперника, чтобы они не могли двигаться.

Когда эти три суставы замкнуты одновременно рука становится просто проводником — усилие от запястья передается непосредственно в плечевой сустав и к телу.

Теперь нужно еще раз обсудить, как замкнуть все три сустава руки одновременно в методах, например таких как Иппон-дори (一 本 捕 り). Если ограничить обсуждение Айки техниками, то есть два способа. Одним из таких методов является «Хиджи-но-баши» ( «растяжение локтя» 肘延 ばし), а второй — «Каги-гата» («форма ключа» カギ 型). Это две основных формы Айки.

Я уже говорил про Хиджи-но-баши, так что не буду повторяться. Здесь я хотел бы уделить время Каги-гата. Это форма рук противника в Рюотэ-дори Айки-нагэ, когда выполняется Айки-агэ. Это форма руки соперника при выполнении таких методов, как Санкаджо или Ёнкаджо. Нужно держать руку противника, как будто стоя с мечом в Хассо-нo-камаэ (八相 (八双) の構).

  • Рюотэ-дори Айки-агэ

Рюотэ-дори Айки-агэ

  • Санкаджо

Санкаджо

  • Хассо-нo-камаэ

Хассо-нo-камаэ

Когда кто-то выполнил этот метод резко и правильно, локтевой сустав замыкается в согнутом состоянии, образуя форму ключа ¬. Предплечье находится примерно по вертикали, а плечо находится на одном уровне с плечевым суставом. Положение локтя — чуть впереди относительно плечевого сустава.

Установив руку противника в такое положение, даже если вы прикладываете усилие только на запястье, оно не потеряется при передаче через суставы, а будет передано непосредственно к телу. И тело будет двигаться в соответствии с прикладываемыми усилиями.

Конечно есть ещё много тонкостей и моментов, которые должны быть наработаны для применения техники. Тем не менее, в этой форме, не смотря на то, что локтевой сустав согнут, усилие, прикладываемое к предплечью не рассеивается через суставы.

Кроме того, возможность перемещать тело соперника небольшим усилием такое чудо, что безграничные преимущества и полезность этой формы дали возможность называть её «Золотой ключ»(黄金 の カギ).