Су-Ха-Ри (守 破 離) — это японская концепция, описывающая стадии обучения/овладения навыками. Три иероглифа — три стадии на пути от новичка до мастера. Концепция первоначально была представлена в чайной церемонии Фухаку Каваками [1716 — 1807] и называлась Йо-Ха-Кю. Идея была почерпнута из трудов Дзеами Мотокиё [ок. 1363 — ок. 1443], который разработал в своих книгах систему передачи актерского мастерства.

Концепция описывающая этапы взаимоотношения ученика и учителя  использовалась во многих сферах, включая и боевые искусства. Идея оказалась успешной и сохранилась до наших дней. Новые методики в обучении вносят коррективы, но общая концепция остается неизменной, позволяя сохранить и передать традиции от мастеров прошлого к нынешним.

«Су-Ха-Ри» упрощенно можно перевести — «сначала учиться, потом отделиться и, наконец, превзойти».

Для джиу-джитсу идею трёх этапов можно описать так: на первом этапе заучиваем базовые техники в форме ката (соответствует уровню шодэн), на втором — учим варианты техник и применение (уровень — чудэн), на третьем спонтанно реагируем на ситуацию, создавая свои собственные техники (уровень — окудэн).

  • Су — «защищать», «подчиняться» — оба значения иероглифа, буквально описывают взаимоотношения ученика и учителя на первой стадии обучения, предполагается неукоснительное следование правилам и указаниям учителя. Это этап прикосновения к мастерству учителя и техникам школы. Главная задача — повторять движения и точно следовать всем наставлениям.
  • Ха — «отламывать», «раздражать» — отойти от правил, ученик начинает адаптировать техники под себя. После продолжительной практики техника становится частью вас самих, на этой стадии вы сами изменяете её под себя в рамках системы.
  • Ри — «оставить», «выпускать» — нет методов, все движения естественны. Стадия освобождения от влияния учителя и формирования своего собственного мастерства,  в иделе ученик должен превзойти учителя.

Эндо Сейширо, Шихан Айкидо:

Когда мы учимся или тренируемся в чём-то, мы проходим через этапы Су, Ха и Ри. Эти этапы объясняются следующим образом: в Су мы повторяем формы и правила, чтобы наши тела впитали движения, которые были созданы нашими предками. Мы выполняем эти формы без отклонений. Затем, на этапе Ха, только после строго следования правилам, для приобретения формы и движения, мы привносим нововведения. В процессе формы могут быть изменены и отброшены. Наконец, в Ри мы полностью отходим от форм, открывая дверь к творчеству и приходим к тому, что действуем в соответствии с велениями сердца беспрепятственно, но не нарушая принципы.

Су-Ха-Ри описывает три стадии овладения мастерством. Все ученики пройдут эти этапы и в таком порядке. Конечно, не все учащиеся достигают второго или третьего этапов. На самом деле значительная часть адептов никогда не прогрессирует дальше первого этапа.

Первый символ 守 означает защиту или подчинение. В большинстве систем уровень шодэн (ориентируемся на 1-й дан чёрного пояса) соответствует первому этапу обучения. Он должен демонстрировать приверженность основам, лояльность к школе и защиту традиций. Это необходимый этап в обучении любому виду деятельности. На этой стадии закладываются основы. Чем прочнее основание, тем больших успехов сможешь добиться в будущем. Концепция Су-Ха-Ри предполагает, что у ученика есть учитель, который позаботится о том, чтобы исправить ошибки. У ученика должна остаться чистая отшлифованная форма.

Сложность первого этапа в необходимости повторять снова и снова на первый взгляд случайный набор упражнений. На самом деле это один из элементов подготовки — проверяется и тренируется способность ученика к концентрации и его желание учиться. При отработке техник джиу-джитсу обучаемый подвергается болевому воздействию, он находится в состоянии физического дискомфорта. Преодоление этих стрессовых ситуаций при выполнении ката является первым уровнем тренировки. В процессе отработки техник джиу-джитсу нарабатывается навык реагирования наиболее эффективным способом на все усложняющиеся внешние проявления агрессии в ситуациях, когда пытаются отвлечь внимание. С ростом уровня реакции на усложняющиеся «вводные»  начинают проходить интуитивно и сознанием больше не контролируются. Когда уровень ката освоен и техники выполняются уверенно с соблюдением необходимых принципов ученик считается достигнувшим первого уровня подготовки.

Второй иероглиф 破 подразумевает нарушение традиций, исследование, совершенствование основ и отход от канонов. На этом этапе мы адаптируем то, что мы узнали в соответствии с нашими индивидуальными особенностями — физиологическими, эмоциональными, антропометрическими и т.д. Это этап, на котором мы критически относимся к полученным знаниям. Когда у тебя есть прочная основа, самое время уходить вширь, узнавать вариации.

С точки зрения техники, ученик норовит отойти от основ и применяет усвоенные базовые навыки по-своему, более раскрепощено и изобретательно. В технике начинает проявляться личность ученика, он больше полагается на собственный опыт.

На уровне чудэн при отработке техник джиу-джитсу добавляется новый элемент — применение. Ученику показывают варианты техники для разных нападений и объясняют необходимость именно таких действий. Также изучаются и объясняются схемы выполнения ката. В процессе обучения ученик должен понять, что под поверхностью формы скрыты важные аспекты, которые можно осознать только в процессе практики.

На этом этапе следует твердо придерживаться главных принципов школы. Отклонение от принципов может увести в сторону. Для того, чтобы школа продолжала развиваться, сохраняя традицию и идентичность, необходимо строго соблюдать принципы и сохранять форму.

Третий символ 離 обозначает заключительный этап, определенный в концепции. Но это не дорога в один конец и не улица с односторонним движением. Обычно это шаги и вперед и назад, с попытками отклониться в сторону. В восточной ментальности достигнув «конца», вы снова окажетесь в начале. На этом этапе вы забудете технику, и ваше тело начнет двигаться автоматически в соответствии с принципами, которые вы накопили. В качестве примера, всегда нужно помнить мастеров прошлого, которые возможно достигли такого уровня мастерства — Сокаку Такэда, Хиса Такума, Юкиёси Сагава, Уэсиба Морихеи.

На стадии «окудэн» ученик отделяется от учителя, переняв все его знания. Это не означает, что они больше не общаются. Наоборот, связь становится еще крепче. Да, ученик становится независимым, но он ценит и понимает методы и терпение учителя. Дальнейшие их взаимоотношения строятся на общем опыте. Ученик прогрессирует в большей степени через собственную практику и может дать выход творчеству. Учитель на данном этапе должен «отпустить» ученика.

Трудно объяснить, что такое 離, поскольку это не то что изучают, а то к чему приходят. Мастерское выполнение просто приходит после того, как уровни су и ха стали неотделимой частью того, кто их прорабатывал. Это — форма, в которой форма не осознается. Это интуитивное выполнение техники, такое же эффективное, как и предшествующая ему форма, но абсолютно спонтанное. Для мастера следование принципам школы становится естественным поведением. Случайному наблюдателю кажется, что тот, кто выполняет технику, не выполняет никаких действий или делает их небрежно, а его противники с гипертрофированными реакциями на «вялые» движения мастера просто поддаются. Это — проявление высшего уровня воинского мастерства.

Уровень технического исполнения, соответствующий третьему уровню, лежит выше возможностей многих. Большинство людей не смогут достичь его. Мы все наделены разными способностями, талантами, недостатками. Именно это делает нас уникальными. Это нужно помнить и необходимо быть скромным, потому что достижение мастерства требует большой работы и оно не гарантировано.


Мацуо Басё:

師の跡を求めず,師の求めたるところを求めよ — Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они.


Мы живем в спокойное время. Если наши занятия джиу-джитсу не связаны с профессиональной деятельность, найти вариант применения полученных знаний становится все более проблематичным. И это радует!

И занятия должны приносить радость и удовольствие. На каждой стадии есть много моментов, которые могут принести положительные эмоции и мотивировать к дальнейшему прогрессу. На первой стадии это радость от быстрого прогресса, удовольствие от получения новых знаний и навыков. На второй — радость от способности свободного применения техник и управления партнером/противником. На третьей — спокойная уравновешенность в любых ситуациях, осознание своей «крутости».