Интервью с Хакару Мори,
Сомучо Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай
Сомучо Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай
Хакару Мори родился 18 сентября 1931 года в префектуре Кагава. По профессии адвокат. Мори-Сэнсей стал студентом Такума Хиса в июле 1962 года. Он получил Кёдзю Дайри (сертификат учителя) в июне 1965 года, 8-й дан ему был присвоен в ноябре 1973 года. Мори-Сэнсей был главой Такумакай Дайто-рю Айки-дзюдзюцу с декабря 1978 года до декабря 2019 гола.
Умер 15 ноября 2021 года.
Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай — организация, созданная в апреле 1970 года учениками и друзьями Такума Хиса, обладателя Мэнкё Кайдэн от Сокаку Такэда, основателя Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Такума Хиса родился в 1895 году в Сикоку, префектура Кочи. В 1915 году он поступил в Бизнес-школу Кобе (теперь университет Кобе) и был капитаном студенческой команды сумо. В 1919 году после окончания Бизнес-школы начал работать. В 1927 году, по рекомендации Мицуджиро Исии, который был его старшим товарищем по Бизнес-школе, был принят на работу в главный офис газеты «Асахи» в Токио. В 1934 году он был назначен Директором по общим вопросам издательства «Асахи» в Осаке. По настоянию Исии, для улучшения части своей работы Хиса пригласил Морихэи Уэсибу в офис газеты Асахи для обучения охранников. Хиса Такума также прошел обучение у Сокаку Такэда. Получил Мэнкё Кайдэн в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу от Сокаку Такэда в мае 1939 года и способствовал сохранению и распространению искусства. Скончался Хиса Такума 31 октября 1979 года.
Такума Хиса начал свое обучение Дайто-рю Айки-дзюдзюцу под руководством Морихэя Уэсибы в начале 1930-х годов, а позже получил Мэнкё Кайдэн от Сокаку Такэда. Хиса стал главным инструктором крупной ветви Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, основанной в 1975 году и известной как «Такумакай». «Айки Ньюс» взял интервью у нынешнего руководителя этой организации, Хакару Мори, одного из лучших учеников Хиса, который вспоминает о своем учителе, Такумакае и различных исторических моментах.
Интервьюер Стэнли Пранин, 1-я часть была опубликована в «Айки-Ньюс» в июле 1989 года.
Мори-Сэнсей: Я стал адвокатом в 1956 году, и несколько лет спустя в 1962 году, учеником Хиса-Сэнсея и серьезно учился у него до 1970 или 71 года, пока Сэнсей не уехал в Токио. Где-то в 1959 году Хиса-Сэнсей ушел с поста главы кансайского офиса организации «Кокусаку Кэнкёкай» (Национальная исследовательская ассоциация по вопросам политики), которая занималась политической деятельностью для Либерально-демократической партии, и собирался начать новую карьеру. Мицудзиро Ишии, который был Министром юстиции и Президентом Ассоциации любительских спортивных игр Японии, выступая перед группой богатых финансистов района Кансай, собравшихся на вечеринку по случаю выхода на пенсию Хиса Сэнсея, сказал: «Вы изучили прекрасное искусство под названием Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Более того, вы обладатель Мэнкё Кайдэн. Почему вы не распространяете эти знания?» Таким образом, г-н Исии был инициатором основания Айкидо-Кансай клуба в октябре 1959 года. Все записи того периода сохранились. Кажется, что Хиса-Сэнсей считал себя ближе к названию Айкидо, чем Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, поэтому он называл свой клуб так.
У Хиса-Сэнсея были проблемы с ногой. В молодости, на соревнованиях по сумо, он вывихнул колено, и с возрастом это дало о себе знать. Его мышцы стали слабее, и он не мог стоять или сидеть свободно. Однако он был достаточно силен, чтобы ходить, и ходил довольно быстро, хотя и прихрамывая. До болезни он играл в гольф в одиночном разряде. Хиса-Сэнсей перенес инсульт, и половина его тела могла остаться парализованной. Хотя врачи рекомендовали ему не двигаться, он массировал парализованные руку и ногу на больничной койке и делал различные упражнения, что в итоге позволило ему покинуть постель. Затем он начал практиковать ходьбу. Каждый день он пытался увеличить свою дистанцию вдвое. Например, если сегодня он прошел два или три шага, завтра он пытался пройти пять или шесть. Если он прошел сегодня десять метров, завтра он шел 20 метров. Таким образом, он постепенно увеличивал расстояние и, наконец, смог подняться на гору Рокко. Он восстановился до такой степени, что выиграл турнир по гольфу среди бывших сотрудников «Газеты Асахи». Так как у него было плохо с ногой, он не мог двигаться быстро, когда учил нас. Он учил, разбивая техники на отдельные движения. И двигался медленно.
Поскольку в 1939 году Хиса-Сэнсей получил Кайдэн от Сокаку Такэда Сэнсея, это должно было быть в 1932 или 33. Сокаку Такэда Сэнсей пришел в 1936 году. До этого Хиса-Сэнсей занимался у Уэсиба-Сэнсея. Тогда были очень активны правые экстремисты. Они приходили в издательство, засыпали песок в печатные машины и делали все возможное, чтобы помешать публикациям. Было такое время, что охранников пришлось обучать, чтобы справиться с ситуацией. Именно по этой причине г-н Мицудзиро Исии привез г-на Уэсибу в Осаку, считая его выдающимся специалистом в области боевых искусств. Хиса-Сэнсей был тогда Начальником отдела по общим вопросам, а охранники были основными учениками в додзё. С того времени сохранилось много фотографий. Сборник называется «Содэн», его составил Хиса-Сэнсей, половина фотографий — это техники г-на Уесиба. Я думаю, что Хиса-Сэнсей изучил у Уэсиба-Сэнсея базовые движения.
Да, его сертификат сохранился. Я думаю, что он есть у меня. Кажется, он получил его, когда начал преподавать в Айкидо-Кансай Клубе. Хиса-Сэнсей говорил нам, что получил сертификат, когда встретился с Уэсиба-Сэнсеем.
Когда Сокаку Такэда появился, Хиса-Сэнсей сообщил Уэсиба-Сэнсею о его приезде, думая, что тот обрадуется. Однако, Уэсиба-Сэнсей внезапно исчез. Уэсиба-Сэнсей планировал жить с учениками в недавно арендованном доме. Он был рад, что сможет сеять семена этого искусства в Осаке. И исчез. Хиса-Сэнсей всегда рассказывал об этом с вымученной улыбкой.
Сокаку Такэда Сэнсей появился в офисе газеты «Асахи» и сказал: «Я знаю, что здесь преподает человек по имени Уэсиба». Если быть точным, Сокаку Такэда пришел сам по себе, без приглашения и рекомендаций. Очевидно, Сокаку-Сэнсей тогда сказал: «Кажется, что Вы учитесь у Уэсибы, но я не научил его всем методам. Вы должны учиться у меня.» Уверен, что он был не столь краток, как я. Но в любом случае, Хиса-Сэнсей даже не слышал имени Сокаку Такэда и был очень удивлен. Сначала он не был уверен в способностях Сокаку. Однако он понял, что Сокаку прав, когда испытал его техники.
Хиса-Сэнсей затем отправился к Уэсиба-Сэнсею и сообщил о прибытии человека по имени Сокаку Такэда. Его единственным комментарием было: «Вот как?» Он не выглядел счастливым, и казалось, что не собирается приветствовать Сокаку. Потом он внезапно исчез. В течение нескольких дней, пока он не ушел, Хиса-Сэнсей, похоже, тренировался у обоих по очереди. Но Уэсиба-Сэнсей ушел. Хиса-Сэнсей говорил, вспоминая тот случай: «Он ушел! Он убежал!» При этом он всегда вынужденно улыбался. Нам показалось, что он не хочет говорить об этом и пытается отшутиться. Он улыбался не потому, что это было смешно, или потому, что он насмехался над Уэсиба-Сэнсеем. Он улыбался, потому что считал этот эпизод очень непонятным и странным.
Поскольку ни один документ не сохранился, это скорее всего так.
Уэсиба-Сэнсей, кажется, говорил, что в те времена искусство не имело названия. Он также говорил, что искусство должно называться Асахи-рю, поскольку практикуется в офисе газеты «Асахи», но для «Асахи» должен использоваться другой иероглиф, но с тем же звучанием и значением. 6-й том Содэна называется Асахи-рю, название было вытеснено золотом.
Нет. Есть только одна фотография с ним. Фотография была сделана на новогоднем празднике и использовалась для обложки демонстрационной брошюры. Люди, выполняющие техники на фото, — это все ученики. Фотография, на которой есть Уэсиба-Сэнсей, не входит в сборник Хиса-Сэнсея, а является памятной фотографией.
Был особняк, принадлежащий г-ну Мураяма, владельцу компании возле полицейского управления Сонезаки (самое дорогое имущество в Осаке), который использовался в качестве додзё. Затем недалеко было построено новое додзё. Я думаю, что новогодняя фотография была сделана в Сонезаки-додзё. На фотографии нет никаких названий школ, ни Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, ни Айкидо.
Хиса-Сэнсей потерял жену во время периода Сонезаки-Додзё. Тренировки в додзё проходили рано утром, и Хиса-Сэнсей готовил жене рисовую кашу со сладким картофелем, которую они ели после тренировки. После родов она плохо себя чувствовала. У неё была анемия, и, к сожалению, она умерла. Третья дочь Хиса-Сэнсея считала, что ее мать была убита боевыми искусствами своего отца и не хотела иметь с ними ничего общего. Но Хиса-Сэнсей еще больше времени стал уделять обучению. Именно в это время появился Сокаку Такэда. Я думаю, что Уэсиба-Сэнсей и ученики из Асахи-додзё были удивлены.
Я слышал, что Хиса-Сэнсей отводил Уэсиба-Сэнсея или Сэнсея Сокаку принять ванну после тренировки и мыл им спину. В это время ученики повторяли техники, изученные за день, и делали фотографии. Сегодня фотографировать не сложно, но в те дни это было непросто, и стало возможным только благодаря доступу к оборудованию газеты «Асахи». Всего было сделано более 1500 фотографий.
Из тех, кто снят на фотографиях Содэн никого нет в живых. Более того, все, кто учился непосредственно у Сокаку Такэда Сэнсея и был связан с газетной компанией «Асахи», все умерли. Был такой человек — Хэйзабуро Накацу, который практиковал с Хиса-Сэнсеем. По словам Токимунэ Такэда Сэнсея, он был наиболее квалифицированным в техником плане среди всех, кто практиковал в додзё, и был даже лучше, чем Хиса-Сэнсей. Г-н Каничи Макита с острова Комацу учился у г-на Накацу.
Насколько я знаю, они были утрачены во время войны. Но есть те, кто говорит, что их украли из додзё. Свиток был похож на другие свитки, он был написан в форме атак и ответов. Верхняя секция, например, «Удар правой рукой», а нижняя часть описывает способ ответа на эту атаку. Когда я спросил у Хиса-Сэнсея, где свидетельство и свиток, он ответил, что взял фотографии Содэн в свою родную деревню, но свитки с другими документами оставил в арендованном доме в Осаке, который был разрушен во время войны. Я звонил в родную деревню Хиса-Сэнсэя Сакихама в префектуре Коти после его смерти и спрашивал о свитках. Все, кто знал об этих днях, уже скончались, поэтому я не думаю, что их можно найти. Но есть фотографии сертификата и свитка. Единственными оригинальными документами, которые остались, являются Эймейроку (регистрационные книги), в которых есть запись Кайдэн, и сборник Содэн.
Когда Хиса-Сэнсей стал слаб, его дети беспокоились о нем и перевезли его в Огикубо в Токио. Из-за этого стало неудобно продолжать практику в районе Кансай. Мы решили собираться как минимум раз в год и приглашать Хиса-Сэнсея из Токио. Мы провели что-то типа демонстрации в газете «Асахи». Как я уже повторял, ученики г-на Хэйзабуро Накацу из Токусимы, а также ученики из Кансай-Айкидо Клаб, решили объединиться в одну организацию. Такумакай была создана для сохранения и передачи знаний. Мы выбрали название и создали организацию. Мы взяли имя «Такума» от Такума Хиса, а также из идиомы «Сесса Такума» (неутомимое усердие), для организации. Вначале Хиса-Сэнсей был против идеи создания организации. Но через год или два он начал надеяться, что она разрастется и станет фундаментом для дальнейшей передачи.
Я получил звание «директор» (сомучо), и Хиса-Сэнсей вручил мне сертификат. Он сказал мне, что, так как Сокаку Такэда Сэнсей носил тот же титул, что и я, я должен выполнять свою работу очень ответственно. Поскольку я работал не очень много, пока Сэнсей был жив, я чувствую вину за это.
Мы также получали наставления от Токимунэ Такэда Сэнсея и не считаем нашу группу чем-то особенным среди практикующих Дайто-рю. Это сообщество учеников, объединившихся вокруг Хиса-Сэнсея. Наша цель — практиковать техники того периода и приложить все усилия для передачи техник Дайто-рю следующим поколениям. Никаких изменений с момента смерти Хиса-Сэнсея в этом отношении не произошло. Наше существование подобно Тозама Даймё («внешнему» феодалу), мы не являемся частью организации Сокэ. Среди нас много учеников Токимунэ Такэда Сэнсея, и этим наша организация выделяется среди других. Другими словами, наша группа не была создана, чтобы противостоять Токимунэ Такэда Сэнсею. Хотя она была создана независимо от Токимунэ Сэнсея. Мы могли бы даже объединиться в будущем. Нужно подумать о форме, которая сделает такой союз возможным. И мы не забываем об этом. Однако сейчас наша группа представляет собой самостоятельную организацию.
Во второй части при обсуждении технических вопросов в интервью принял участие Кацуюки Кондо. Вторая часть интервью была опубликована в «Айки-Ньюс» в октябре 1989 года.
Да, у нас есть требования по количеству часов практики и тест для продвижения по степеням кю и дан. Во время экзаменов мы используем «систему множества судей» и приглашаем одного из руководителей филиала присоединиться к судейской коллегии. Мы не учим новичков «случайным» техникам. В начале мы обучаем Шодэн Хякучухачикаджо (118 техник Шодэн) — это база. Мы договорились преподавать используя метод Токимунэ Такэда, нынешнего главы школы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу.
В Такумакай входит 27 додзе, и большинство из них расположены в окрестностях Осаки. В таких городах, как Нара, Киото и Кобе. Есть также додзе в районе Токусима. Большинство учеников доходят только до 3-го или 4-го раздела из 118 техник Шодэн. Такова наша политика. Мы стандартизировали методы Шодэн, чтобы все наши додзе имели одну базу, но мы сохранили и более продвинутые методы. Хотя Хиса-Сэнсей преподавал техники в случайном порядке, мы сначала обучаем 118 методам Шодэн, прежде чем перейти к методам следующего уровня, чтобы поддержать интерес. Кроме того, мы преподаем технику вне разделов Шодэн. Это обычно происходит для обеспечения разнообразия в летних или других лагерях, либо на специальных семинарах для черных поясов. Я думаю, что это нужно продолжать ради сохранения того, что мы называем Содэн (сборник из 11 учебных пособий с фотографиями техник), того, что я изучил у Хиса-Сэнсея. Например, я могу подобрать техники из нескольких томов и научить того, кто достиг определенного технического уровня.
Только те, кто учился непосредственно у Хисы-Сэнсея, еще знают эти техники. Студенты, которые пришли в додзё после его смерти, не обучались на основе Содэн.
Верно. Хотя нас не учили по порядку, начиная с первого тома, затем второй том и т.д. Когда мы смотрим на фотографии, мы можем вспомнить техники и выполнить их все. Всего 547 техник включены в Содэн. Но, насколько я помню, Хиса-Сэнсей учил и другим методам. Это еще около ста или больше. Г-н Макита из Комацу согласен со мной. Честно говоря, эти методы могут быть потеряны, если я просто забуду их.
Некоторые из техник записаны. Когда Хиса-Сэнсей учил меня, я часто делал записи из страха забыть, но не для всех техник. Поэтому многие из них могут исчезнуть, если я их забуду. У Хиса-Сэнсея был следующий метод обучения. В начале урока он давал базовые техники, подобные хикиваза (методы вытягивания), например, котэ-гаеши и удэ-гаеши, или технику санкаджо с броского противника, или технику подобную учи-готэ из гокаджо. Затем, когда мы были достаточно разогреты, он преподавал методы, которые он отобрал в рамках своей «темы месяца». Несколько дней он показывал череду поистине замечательных техник, я присоединился к его утренним тренировкам только в июле, но я практиковал как днем, так и вечером каждый день. Примерно раз в неделю после тренировки, пока мы расслаблялись за чашкой чая, Сэнсей рассказывал нам о своей тяжелой жизни. В последние годы жизни он примерно раз в неделю пил алкоголь после тренировки. Когда я вспоминаю об этом сейчас, я сожалею, что не записал ни одной из его историй, чтобы сохранить их.
Я думаю, когда он преподавал по темам, он учил всему, что помнил. Однако, я не знаю, действительно ли он помнил 100%, потому что он никогда не сверялся с фотографиями в Содэн во время обучения. Возможно, он не учил техникам в точности, как на фотографиях. Возможно поэтому он преподавал больше прикладных техник, чем базовых. Каждый день он показывал множество техник, и нам было нужно многому научиться. Тем не менее, мы практиковали техники каждый день, такие как котэдори и уширо рюотэдори. И я считаю, что мы узнали все техники, которые он помнил. Я сомневаюсь, что, когда Хиса-Сэнсей учился у Сэнсея Сокаку, его обучали в каком-то определенном порядке. Например, сначала Шодэн Хякучухачикаджо, Чудэн, Окудэн, Хидэн Оги, затем Гошиньо но Тэ. Сэнсей никогда не упоминал, что его учили по свиткам.
Кондо-Сэнсей: Я согласен, потому что время обучения Хиса-Сэнсея у Сэнсея Сокаку, было слишком коротким для этого. Сэнсей Сокаку не жил в Осаке непрерывно с 1936 по 1939 год. Я думаю, что в этом периоде было не так много дней, в которые Хиса учился непосредственно у Сокаку.
Я думаю, Сокаку-Сэнсей тоже учил не по свиткам. Хиса-Сэнсей делал то же самое. Сэнсей сказал нам: «Свиток — это то, что вы получаете в конце, и это не то, чему вы учитесь». Он также говорил нам: «Пожалуйста, полностью освойте все сейчас. Я не буду перечислять методы в ваших сертификатах Мэнкё Кайдэн». Поскольку нас не учили в соответствии с какой-то учебной программой, то, что мы узнали, было смесью базовых и продвинутых техник. Однажды мы практиковали катамэ-ваза (закрывающие техники) и кимэ-ваза (решающие техники) каждый день в течение десяти дней. Хотя было много замечательных техник, я их не очень хорошо помню.
Я знаю, что после просмотра фильма практикующие Дайто-рю на Хоккайдо сказали, что это техника не Дайто-рю, а Айкидо. На самом деле, Хиса-Сэнсей выбрал методы, которые он узнал от Уесиба-Сэнсея. Он отметил эти техники в Содэн, затем распределил среди додзе и попросил практиковать и демонстрировать их.
Г-н Амацу из издательства «Асахи» помог скоординировать этот процесс под руководством Хиса-Сэнсея. Потребовалось очень много времени, чтобы отобрать техники для фильма. Все техники в фильме — Дайто-рю. Тем не менее, передвижения и контроли, возможно, отличались от практикуемых на Хоккайдо.
Кондо-Сэнсей: Я никогда не слышал таких замечаний, но на самом деле есть техники не из Хидэн Мокуроку. В Дайто-рю есть не только Хидэн Мокуроку, но и Гошиньо но Тэ, Айки-но-дзюцу и так далее. Сокэ Токимунэ выделял основные приемы Хиден Мокуроку от иккаджо до гокаджо. Поэтому я сомневаюсь, что были разговоры, что это не Дайто-рю. Скорее, что некоторые техники не из Хидэн Мокуроку.
Если считать движения Токимунэ Такэда Сэнсея характерными для Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, то способ передвижения Хиса-Сэнсея сходен с Айкидо. Поэтому мы изучали технику всегда в двух интерпретациях — толкающая (омотэ) и вытягивающая (ура). Например, если вы толкаете противника, выполняя технику, в следующий раз вы должны вытянуть его. Все техники изучались в этих двух интерпретациях. Практикующие выполняли техники попеременно. Я подозреваю, что это одна из причин, по которой Хиса-Сэнсей предпочитал называть свое искусство Айкидо, а не Дайто-рю Айки-дзудзюцу.
Не совсем. У нас было много сомнений относительно того, как продолжать обучение после смерти Хиса-Сэнсея. Потому что мы не могли точно сказать, к какому свитку или сертификату относились методы, которые мы изучили. Хиса-Сэнсей учил нас добросовестно, но без систематизации. Например, он брал атаку, такую как содэ-дори (захват рукава), и учил нас всем методам, которые мог вспомнить. Он уведомлял, что методы содэ-дори будут преподаваться с этой недели. И затем учил только содэ-дори сувари-ваза, содэ-дори тачи-ваза, содэ-дори уширо-ваза и так далее. Когда мы практикуем содэ-дори, мы можем делать все методы содэ-дори. Мы изучали йокомен-учи таким же образом. Поэтому мы не можем точно сказать, куда отнести ту или иную технику содэ-дори или йокомен-учи. Мы не знаем, относятся ли они к 118 техникам Шодэн, Го Гошиньо но Тэ, Айки-но-дзюцу или Хидэн Оги. Однако, мы многократно и упорно практиковали эти методы и анализировали их. Мы можем определить, какие методы шомен-учи, йокомен-учи или содэ-дори являются базовыми, а какие продвинутыми.
Я сейчас преподаю только по субботам в Сумиёси-додзё техники, отобранные для продвинутых учеников. Сначала я даю базовые техники и постепенно перехожу на более высокие уровни. По моему мнению, в базовых приемах переходы в техниках просты, но в продвинутых техниках они усложняются. Например, при выполнении базовых приемов мы всегда захватываем противника, руку или рукав, а затем либо толкаем, либо тянем. Однако, в продвинутых техниках, мы учимся бросать противника без захвата. Так что, если проанализировать каждый метод подобным образом, можно догадаться, какие из них являются базовыми и какие продвинутыми. Тем не менее, я не смогу отнести технику к определенному свитку передачи (Дэнсё). Говорят, что г-н Макита с острова Комацу, очень увлеченный практик, разнес почти все методы в соответствующие свитки. К сожалению, нет никакого способа подтвердить его работу, так как мы не изучали методы систематически. И мы все еще путаемся, когда люди просят нас продемонстрировать конкретную технику из старых свитков.
Кондо-Сэнсей: Мы понимаем, что техники до гокаджо показаны на фотографиях Такумакай (Содэн). Но я считаю, что ваш гокаджо немного отличается от нашего. Когда Сокэ Токимунэ учит, его методы иногда различаются в зависимости от ученика. Возможно разница в наших гокаджо имеет ту же причину…
Я думаю, это потому, что Сокаку Такэда Сэнсей не указывал источник каждой техники во время обучения, например, это из серии Шодэн. Школы Будзюцу и Тайдзюцу, имеющие давние традиции, изначально были мало организованными и, как правило, находились под влиянием каждого практикующего. Поэтому нельзя с уверенностью отнести техники к разделу Шодэн. Те, кто долго практиковал, могут в какой-то степени предполагать, но невозможно быть по-настоящему уверенным.
Кондо-Сэнсей: Сокэ теперь определяет 118 техник Шодэн, как техники от иккаджо до гокаджо. Кроме того, существует 53 Айки но дзюцу, 36 Хидэн Оги, 84 Гошиньо но Тэ, 477 Содэн и 88 Кайдэн.
Мы хотели попросить Сокэ разнести все сохранившиеся техники в соответствующие списки, которые Сокаку Такэда называл Гошиньо но Тэ или Айки но дзюцу. А также классифицировать дублированные методы, чтобы сохранить их для последующих поколений. Хиса-Сэнсей оставил печатный свиток Шодэн, и он собрал Содэн, но он не смог этого сделать. Я думаю, что Сокэ школы — самая подходящая кандидатура для этого проекта.
Кондо-Сэнсей: В Кодокай Кодо Хорикавы Сэнсея такая же проблема. После того, как Кодо-Сэнсей ушел из жизни, организация разделилась на три группы. Иноуэ-Сэнсей сохранил основную организацию. Но затем был создан Роппокай (возглавляемый Сэйго Окамото). И сын Кодо-Сэнсея стал независимым. С другой стороны, Такумакай не развалился после смерти Хиса Сэнсея и даже вырос. Я думаю, что это замечательная вещь.
Хотя Хиса-Сэнсей был великим человеком с сильным характером, в наших отношениях с ним всегда сохранялась сдержанность. Однако, никто не чувствует такого десантирования по отношению ко мне. Хотя основные мастера в Такумакай стареют, а лидер с сильным характером скончался, мы не испытываем никаких негативных последствий. На самом деле это послужило толчком к расширению нашей организации. Сохранение методов большая проблема для нас. Существует множество техник, которые мы помним только физически, и мы должны сохранить их пока не забыли.
Поскольку в мире Айкидо представления о Дайто-рю Айки-дзюдзюцу своеобразны, некоторые исторические факты могли быть искажены. Это правда, что Дайто-рю и Айкидо различны, но также верно, что оба искусства технически связаны. Поэтому мы готовы представить в нашем журнале любую серьезную группу Дайто-рю.