Оно-ха Итто-рю | 小野派一刀流
В памятm о Сасамори Такэми 17-ом Сокэ Оно-Ха Итто-рю, скончавшемся в августе 2017
В памятm о Сасамори Такэми 17-ом Сокэ Оно-Ха Итто-рю, скончавшемся в августе 2017
В Бельгии есть небольшая группа людей с многолетним опытом в традиционных боевых искусствах. В 2011 они начали изучение Оно-ха Итто-рю под руководством Сасамори Такэми во время семинара в Сан-Диего, за которым сразу последовала поездка в Японию. Первоначально они присоединились к немецкой группе, под руководством Андре Отома, который обучался в Рэйгакудо несколько лет. После переезда Андре в Японию, в Брюсселе было организовано Кэйко-дзё и группа стала самостоятельной.
Это перевод с английского статьи, которую Гай Байенс подготовил для сайта бельгийского Кэйко-дзё.
Мы обучаемся в строгом соответствии с политикой Рэйгакудо, под руководством Ябуки Юджи, 18-го Сокэ Оно-ха Итто-рю. По крайней мере, один раз в год мы бываем в Японии и каждый раз, когда Сэнсеи Рэйгакудо проводят семинары в Европе, мы стараемся принять участие. В июне 2018-го мы провели первый Международный семинар с Ябуки Сокэ, которому помогали Асаи-Сэнсей и Каваками-Сэнсей (оба Мэнкё Кайдэн).
Гай Байенс
Оно-ха Итто-рю (小野派一刀流) одна из самых влиятельных школ Кендзюцу в Японии.
Кендзюцу (剣術) — искусство (техника) использования меча. Обычно подразумевает традиционные школы (Корю: 古流) японского фехтования, которое предшествовало современному Кендо..
Итто-рю (一刀流) обозначает «школу одного меча» (или «школу одного удара»). Оно-ха Итто-рю может быть определена, как ответвление Оно от Итто-рю.
Оно-ха Итто-рю преподают в Рэйгакудо (Токио, Япония). Учитывая расстояние и возможности, регулярная практика доступна в Кэйко-дзё (учебном месте), где обучение координируют более опытные практики, и это признается Рэйгакудо. Через такие группы заинтересованные люди могут начать практику Оно-ха Итто-рю, чтобы быть представленными впоследствии учителям Рэйгакудо в Японии или на международных семинарах. В Европе такие группы есть в Италии, Германии, Люксембурге и Бельгии. В России школу Оно-ха Итто-рю в качестве факультатива практикуют во многих клубах Кэндо. «Чистая» школа Оно-ха Итто-рю представлена в додзе Мумокан в Москве.
Рэйгакудо был создан Сасамори Дзюндзо (16-ый Сокэ), который вернул школу в Токио. Его сын Сазамори Такэми (17-ый Сокэ) стал вторым Руководителем Рэйгакудо, а после его смерти в 2017 г. его преемник Ябуки Юджи (18-ый Сокэ) стал третьим Руководителем.
Оно-ха Итто-рю (小野派一刀流) была разработана Оно Джироэмон Тадааки (1565-1628), учеником и преемником Ито Иттосай Кагэхиса, основателя Итто-рю (一刀流).
Оно-ха Итто-рю стала источником других систем. Например, Мидзогути-ха Итто-рю (溝口派一刀流), была основана Мидзогути Сингоэмоном Масакацу (учеником второго Сокэ Оно-ха Итто-рю, Оно Дзироэмон Тадацунэ); и Наканиши-ха Итто-рю (中西 派 一刀 流), основана Наканиши Чута Танэсада (ученика 5-го или 6-го Сокэ Оно-ха Итто-рю). Есть множество ответвлений Итто-рю, но Оно-ха Итто-рю остается самой старой из сохранившихся школ Итто-рю. Впоследствии различные ветки Итто-рю оказали значительное влияние на развитие современного кэндо.
Цель школы — победить противника одним ударом, отсюда и название «Итто» (一刀). Название можно перевести как «один меч» или «один удар (проход)». Отсыл к «одному» является также философским и указывает, что все начинается с одного и заканчивается одним. «Один» относится и к Кири-отоси (рез с опусканием) основной технике школы. Однако, говорят, что укол или Цуки (突き) — самая опасная техника в Итто-рю.
Символ школы — круг, который содержит линию и меньший круг:
Все начинается с одного: символ начинается из одной точки, чтобы стать множеством точек на прямой линии. Множество точек образуют линию. В конце линия продолжается и образует маленький круг: линия стремится к завершению, в котором замыкается сама в себя. В конце идеального маленького круга символ продолжается в большом круге, который заканчивается именно там, где он начинался — в малом круге. Большой круг обозначает продолжение совершенствования, превосходство над собой. Смысл двух кругов в том, что вы должны совершенствуясь стремиться к идеалу, но все начинается в одной точке.
Примечание: это только описание символа. Как и во многих Корю, настоящий символ принадлежит школе и может использоваться только при наличии разрешения.
Основателем, Гансо (元祖), Итто-рю, школы боя на мечах, был знаменитый японский фехтовальщик Ито Иттосай Кагехиса (伊東 一刀斎 景久).
Настоящим именем Итосая было Ито Ягоро. Жил он в прибрежной деревне Изу, где прославился уже в молодости, прогнав группу бандитов.
Позже он отправится в путешествие, чтобы стать великим фехтовальщиком. В этом путешествии он достиг храма Цуругаока Хачимангу (посвященного Хачиману, богу войны) в Камакуре, где, воздав дань уважения богам, практиковал свое фехтование.
Однажды, при нападении, он неосознанно и не задумываясь вытащил меч и одним ударом поразил своего преступника.
Это вдохновило его на создание «Мусокэн» (夢想 剣), ставшей впоследствии фундаментальной техникой школы.
Ито Ягоро изменил свое имя на Ито Иттосай Кагэхиса после того, как создал «Хоссато» (払 捨 刀), технику, основанную на собственном опыте, когда он отразил нападение нескольких врагов в своей спальне, несмотря на то, что выпил слишком много саке вечером.
До создания собственного стиля, Иттосай также изучал Чудзё-рю у Канэмаки Дзиссай, ученика Тода Сэйген (известного мастера кодати, короткого меча).
Чудзё-рю (а позднее и её ответвления Тода-рю и Канемаки-рю) произошли от Нэн-рю, созданной в период Нанбокучо (1336-92).
Нэн-рю — это школа кендзюцу, созданная Сома Широ Ёшитомо в 14 веке. В ней лежат истоки Чудзё-рю, а следовательно, и Итто-рю. В последствии Ёшитомо присоединился к Дзуфуку-дзи в Камакуре под буддийским именем Нен Ами Дзион, а еще позже отправился для преподавания на Окинаву. Говорят, что ката «Дзион» в каратэ названо в его честь.
До того, как стать самостоятельным, Иттосай получил Кодзё Гокуи Готэн — доктрину Гогъё (пять элементов). Готэн хранился как особый секрет Итто-рю.
Иттосай постепенно становился сильнее благодаря участию в поединках. Но он также медитировал, посещал святыни, осознавая необходимость духовной силы.
Тем не менее, говорят, что когда Иттосай был шугьеша (воин, совершающий Муша Шугье, путешествие для обучения), он дрался более чем на 30 дуэлях, не проиграв ни разу. В конце концов он внезапно исчез, не сказав ученикам, куда он идет.
Иттосай не успел полностью формализовать свою школу. Это было сделано его преемником Оно Джироэмон Тадааки (小野 次郎 右衛門 忠明), который поэтому считается основателем Рюсо (流 祖) Оно-ха Итто-рю.
Оно Джироэмон Тадааки был одним из многих учеников Иттосая. Изначально имя Тадааки было Микогами Тэнзен. Он был самураем из клана Сатоми провинции Ава. Однажды Микогами принял вызов Кагэхиса, который путешествовал в поисках поединков. Микогами проиграл и решил последовать за Иттсай в качестве ученика.
За право стать преемником Иттосая, Микогами Тэнзен пришлось провести серьезный поединок с Оно Зенки (другой ученик Иттосая).
Зенки, бывший перевозчик, который бросил вызов Иттосаю при поиске учителя, стал учеником Иттосая до Тэнзена, потому считался старшим. Однако, в поединке победил Микогами Тэнзен и сменил Иттосая, став вторым Сокэ.
Из DVD «Оно Ха Рю Кендзюцу» Сасамори Такеми (2016):
«Он (Ито Иттосай) хотел остаться беспристрастным, но сказал ему одну вещь: завтра будет поединок, но думай, что он начинается сейчас. Это он сказал Микогами Тэнзен. А Оно Зенки просто сказал, что поединок будет завтра, и отправил его домой. Когда Оно Зенки пришел на место поединка, Микогами Тэнзен там не было. Зенки подумал, что он, возможно, испугался и убежал. Затем взошло солнце, и Тэнзен стоял спиной к восходящему солнцу перед единственным деревом, растущим на небольшом холме. И он занял высоту. Вот, что определило ход поединка. Я хочу сказать, что Иттосай намекнул, сказав думать о поединке, как начинающемся теперь. Микогами Тэнзен понял это и сразу же отправился к месту поединка, проверил местность, также проверил склоны, и во время поединка он использовал самую выгодную позицию. Вот как состоялась передача.»
Позже Микогами служил преподавателем Сёгуну Токугава, наряду с Ягу Мунэнори из конкурирующей школы Ягу Синкагэ-рю.
На самом деле, Ягу Мунэнори, который уже был инструктором охраны Сёгуна, рекомендовал Микогами, признав экстраординарный талант последнего.
Хотя признано, что Микогами превосходил Мунэнори в искусстве фехтования, его скверный характер привел к тому, что в фаворе был Мунэнори.
Из книги Сасамори Такэми «Бусидо и Христианство»:
«До того, как он был нанят Сёгуном, Микогами объявил себя «лучшим фехтовальщиком между Небом и Землей». Обата Канбе Кагенори, самурай, военный эксперт, служащий Сёгунату Токугава, бросил ему вызов. Военные эксперты (Гункакуша) были знатоками в стратегии и тактике. Обата не мог сравниться с Микогами, и после поражения, стал учеником Микогами. Вскоре после этого Микогами встретился с Ягю Муненори, мастером Ягю Синкагэ-рю и инструктором по фехтованию семьи Токугава, но Муненори тоже не смог победить. Именно эти двое рекомендовали Микогами Иэясу.
Однако история на этом не заканчивается. Примерно в то же время староста деревни Хизаори (современный город Асака, Сайтама) прибежал в Эдо, чтобы обратиться за помощью к Сёгуну — мечник по имени Ониме убил жителя деревни и заперся в одном из домов. Мы слышали, что опытный мастер меча Микогами Тэнзен сейчас в Эдо. Мы не сможем решить эту ситуацию самостоятельно, если он не придет в нашу деревню! — умолял староста. Услышав это, Иэясу приказал Микогами усмирить преступника, а Обату назначил официальным инспектором. По прибытию в деревню, Микогами вызвал бандита на дуэль и в момент начала поединка отрезал ему обе руки. Микогами спросил Обату: «Должен ли я взять его голову?» и когда Обата кивнул в знак одобрения, Тэнзен обезглавил его одним ударом.
Микогами закончила работу быстро и спокойно, в то время как окружающие зрители дрожали от страха. Когда Иэясу получил известие о том, что произошло, он поднял статус Микогами до хатамото и нанял его в качестве инструктора по фехтованию для сына Хидетада.»
Микогами стал инструктором по фехтованию сына Сёгуна Хидетада и взял имя Оно Джироэмон Тадааки. Он назвал ответвление Итто-рю, которое он разработал «Оно-ха Итто-рю».
Из DVD «Оно Ха Рю Кендзюцу» Сасамори Такеми (2016):
«Нельзя сказать, что Оно Джироэмон создал другую школу, но даже в отношении Сёгуна он не терпел никаких отговорок. Кен-ва-кен (Меч есть меч). Это легенда, но однажды Сёгун рассуждал о Пути Меча. Они сидели на ковре, и Оно Джироэмон, не говоря ни слова, дернул ковер так, что Сегун завалился. Затем он сказал: «Техника владения мечом — это не разговоры, их нужно делать; Вы только что открылись и легко упали». Он делал такие вещи. Так что Сёгун был не очень доволен.
Оно служил Хидетада Токугава, поэтому его не отпустили на фронт и он не участвовал в битве при Секигахара. Но будучи вассалом Хидетады, Оно Джироэмон одержал победу в битве при Сидзугатаке. Это было давно, поэтому его называют зачинателем великих достижений и тому подобного, но на самом деле заслуги Хидетады стали возможны благодаря работе Оно Джироэмона.»
В итоге, Тадааки передал ответственность за школу своему третьему сыну Оно Джироэмон Тадацунэ, который позже стал инструктором Токугава Иемицу (внук Токугава Иэясу).
Оно-ха Итто-рю оставалась в семье Оно до Оно Джироэмона Тадакацу (4-й Сокэ), который обучил Цугару «Етчу-но-ками» Нобумаса, главу клана Цугару (ныне город Хиросаки, префектуры Аомори, в северной части Хонсю), который стал основателем Цугару линии.
Оно Джироэмона Тадакацу также обучил сына Цугару Нобумаса, Нобухиса. Цугару Нобухиса вернул передачу школы в семью Оно, обучив Оно Джироэмон Тадахара и Оно Джироэмон Тадаката, которые продолжали семейную линию. В течение некоторого времени, представители семей Оно и Цугару совместно отвечали за передачу знаний Оно-ха Итто-рю.
Позже, в семье Оно не нашлось преемника, но в кланах Ямага и Цугару продолжилась совместная работа по передаче системы.
Клан Цугару управлял Областью Хиросаки, расположенной в северной части провинции Муцу (современная Префектура Аомори) Они были частью Восточной армии Токугава Иэясу во время сражения при Секигахара.
Даймё из Цугару были последователями Ямага Соко (山鹿 素行), автора Сэйкё ёроку (Основы внутреннего конфуцианства), который утверждал, что в Бусидо важен Рэйги. Он утверждал, что Рэйги не даст результатов без любви и уважения к другому человеку. Фактически сам Ямага Соко был учеником Обата Кагенори, который изучал Оно-ха Итто-рю непосредственно у Оно Тадааки.
В какой-то момент Ямага Соко был выслан из Эдо в Домен Ако (известный благодаря инциденту с сорока семью ронинами) за критику ортодоксальной школы неоконфуцианства Чжу Си, которую поддерживал Сёгунат. Однако он отправил своего приемного сына в клан Цугару. Поэтому в клане Цугару изучали «Ямага-рю» (система стратегии от Ямага Соко) и Оно-ха Итто-рю (Кендзюцу). В результате этих хитросплетений передача школы переместилась из столицы Эдо в клан Цугару.
Официальная линия передачи осуществлялось в семье Цугару. Но было невозможно, чтобы лица с таким высоким статусом обучали простых самураев. Поэтому семья Ямага взяла на себя обучение вассалов клана Цугару как Ямага-рю (стратегия), так и Оно-ха Итто-рю (Кендзюцу). Это было возможным, поскольку Оно Джироэмон Тадаёси и Оно Джироэмон Тадатака обучили всей системе Оно-ха Итто-рю Ямага Хачирозаэмон Таками (самурая клана Цугару).
Через два года после реставрации Мэйдзи (1869 г.) Цугару были освобождены со всех постов после отмены системы Ханов. К счастью, передача Оно-ха Итто-рю продолжалась бывшими самураями клана Цугару, пока в конце концов не была передана Сасамори Дзюндзо (ō森 順造).
Сасамори Дзюндзо (1886-1976) родился недалеко от современного города Цугару (основан в 2005 году), в префектуре Аомори (ранее провинция Муцу). Сасамори Ёдзо, его отец, был квалифицирован в боевых искусствах, особенно в копье, и был командиром охраны домохозяйств в Цугару.
Дзюндзо начал учиться Итто-рю в 1890-х у Цусимы Кэнпачи, учителя Итто-рю из клана Цугару. После этого он учился в течение длительного периода у Накахата Хидегоро (также был учителем Итто-рю в клане Цугару). После окончания школы префектуры Амори он поступил в университет Васэда, где стал капитаном клуба Кэндо.
В 1926 г. Сасамори Дзюндзо признали в качестве 16-го Сокэ истинной линии Оно-ха от Ямага Мотоджиро Такатомо, предыдущего Соке Оно-ха Итто-рю из семьи Ямага клана Цугару. Более того, глава клана Цугару (Цугару Ёситака, который был отцом Ее Императорского Высочества, принцессы Хитачи), передал Сасамори Дзюндзо все секретные инициационные материалы и документы школы.
Сасамори Дзюндзо был японским политиком в эпоху Тайсе и Сёва и служил в правительстве при премьер-министре Катаяма. Он был также хорошо известен как практик кендо высочайшего уровня (один из немногих 10-х данов и автор книги «Это кендо»), и собрал всю информацию об Оно-ха Итто Рю в книге под названием «Итто рю гокуи» («Секреты Итто-рю»).
Сасамори Дзюндзо вернул школу в Токио, где основал свое додзё, названное Рэйгакудо.
Сасамори Такэми (笹森建美), был 17-м Сокэ Оно-ха Итто-рю, взяв на себя обязанности по сохранению школы от отца, Сасамори Дзюндзо, в 1975г.
Сасамори Такэми третий сын Сасамори Дзюндзо родился в Хиросаки (Префектура Аомори) в 1933г. Выпускник Философского факультета университета Васэда, он позже учился в Школе богословия Дюка и Хартфорда (США) и продолжал следовать по стопам своего отца как христианский ученый.
Сасамори Такэми жил в Сетагая-ку, Токио, Япония. Он служил в церкви Комаба Эдем, являясь одновременно и христианским служителем и Сокэ Кендзюцу.
Сасамори Такэми изучал Оно-ха Итто-рю у Сасамори Дзюндзо, вплоть до смерти отца в 1975 г, после чего он стал преемником не только Оно-ха Итто-рю, а также и О-нагината Чокуген-рю и Синмусо Хаясизаку-рю Иай.
Скончался Сазамори Такэми в августе 2017 г. в возрасте 84 лет.
Ябуки Юджи (矢吹裕二) – 18-й, нынешний Сокэ Оно-ха Итто-рю.
Ябуки Юджи, Отдел столичной полиции Токио, преподаватель Кендо (Кюоши, 7-ой дан). Родился в городе Иваки (префектура Фукусима) 10-ого февраля 1970 г. В 1992 он поступил на службу в Отдел столичной полиции (Кэйшичо), где начал изучать Оно-ха Итто-рю под руководством Ишияма-Сэнсея (8-ой дан Кендо, ученик Сасамори Дзюндзо).
В 1998 он стал прямым учеником 17-ого Сокэ Оно-ха Итто-рю, Сасамори Такэми. Получил Мэнкё Кайдэн от Сасаори Такэми, и в конечном итоге был определен 18-м Сокэ и третьим Руководителем Рэйгакудо.
Ябуки Юджи посвящает свою жизнь воплощению дружелюбия и вежливости (Энман 円満), как завещал предыдущий Сокэ.
Примечание: кандзи для Эн (円) также может произноситься как «Мару» (кружок). Следовательно, Энман также может быть переведен как полностью круглый. Круг отсылает к мону школы, но также присутствует во многих техниках. На самом деле многие Ваза выполняются через создание маленького круга (Команджи). Манджи (卍) символ, используемый в буддийских храмах, его форма символизирующая бесконечный цикл. Команджи — это маленький Манджи.
Примечания:
- Это сокращенная линия передачи, с полной можно ознакомиться в книге Сасамори Дзюндзо «Итто-рю Гокуи» (на японском языке).
- Джироэмон (次郎右衛門) также пишут как Джироуэмон, оба варианта правильные так как имя состоит из Джиро (次郎), У (右), Эмон (衛門).
Большинство нюансов школы долгое время хранились в секрете. Они были представлены широкой публике Сасамори Дзюндзо в книге «Итто-рю Гокуи».
Есть еще обучающий DVD от Сасамори Такэми (17-ый Сокэ Оно-ха Итто-рю) на японском языке с английскими субтитрами. Некоторые цитаты из этого видео включены в данный текст, однако мы настоятельно рекомендуем послушать объяснения самого Сокэ. Также есть его книга «Бусидо и Христианство», переведенная на английский Марком Хейгом, отличный источник для тех, кто не читает по-японски.
Итто-рю (一刀流) — «школа одного меча» (или «школа одного удара»). Использование иероглифа «один» отсыл к философской интерпретации и указывает, что все начинается с одного и заканчивается одним. В школе есть поговорка Итто соку банто (一刀即万刀). Она говорит, что один меч равен многим (буквально, 10 000) мечам, указывая, что множество в конечном счете вернется к одному.
Из интервью между Китано «Бит» Такеши и Сасамори Такеми (Shincho 45,, сентябрь 2011):
«В древние времена не было нумерации с ноля. В японском мировоззрении первым числом было «один», все началось с одного и закончилось одним. Следовательно, один плюс один было не два, а превращалось в десять. Все вещи начались с одного и закончились одним или возвращались обратно к одному. Так, при рисовании мона Итто-рю, если вы начнете с одной точки (маленького круга) и продолжите, чтобы написать «один» (一) по японски, это в конечном счете превратится в большой круг, охватывающий все. Моя интерпретация этого — все начинается с одной точки, и если эта точка продолжится в линию, то линия в итоге станет кругом, охватывающим все. Точка, с которой вы начинаете, — это вы сами, и чтобы стать целостным человеком, вам нужно принять истину о великом космосе. Я полагаю, что это урок Итто-рю.
В учебной программе Оно-ха Итто-рю более 170 техник, но когда мы тренируемся, мы начинаем с первой техники, называемой Хитоцугачи, и после отработки сотен техник из учебной программы мы в итоге возвращаемся к той же технике Хитоцугачи. Начальная точка — это конечная точка, а конечная точка — это начальная точка.»
«Один» также относится к Кириотоси (切り落し), перевод — «рез с опусканием», которая является основной техникой в школе. Оно-ха Итто-рю начинается и заканчивается Кириотоси: «Кириотоси ни хаджимари Кириотоси ни овару» (切り落としに始まり切り落としに終わる). Для достижения успеха в Кириотоси нужно сначала сделать Кириотоси в уме, то есть устранить любой страх перед смертью или поражением. Есть поговорка, что один — победа, а два — поражение (一勝二負), отсылающая к необходимости сделать одно движение (а не два), чтобы победить.
Важный принцип в Киритоси — Шарин Зэнтен (車輪前転) или «колесо, катящееся вперед «. Вы побеждаете противника, прокатываясь по его мечу, называемом Увадачи (上太刀). Это, как колесо, которое перекатывается при движении вперед. Очень важно не прекратить двигаться вперед после того, как подняли свой меч, иначе это бесполезно.
Взаимодействие между двумя мечами, когда они встречаются или соприкасаются, называются Ватари Коми (渡り込み). Не пытайтесь сместить меч противника с пути, когда мечи встречаются, просто скользите в него всем телом, и кончик вашего меча естественным образом пройдет к нему. В Оно-ха Итто-рю вы должны поразить своего противника одним ударом меча. Это стиль меча, в котором вы двигаетесь вперёд и уничтожаете противника одним решительным ударом, несмотря ни на что.
Из интервью между Китано «Бит» Такеши и Сасамори Такеми (Shincho 45,, сентябрь 2011):
«В момент, когда обе стороны встречаются друг с другом, наша сторона побеждает, а противник умирает. В Итто-рю мы никогда не отступаем. Слова убежать не существует. Это потому, что мы можем победить нашего противника, даже когда он атакует, чтобы зарубить нас. Всегда, всегда только вперед. Вот почему некоторые из моих учеников, пришедшие к нам на тренировку после обучения в Кендо, сказали, что после практики в Итто-рю они потеряли страх перед соревнованиями. Они говорили мне, что до тренировок с нами, все, о чем они думали, это, как отступить или попытаться уклониться от противника.Но теперь они не пытаются избежать удара.»
Способы использовать передвижения называют Ашизукай (足使い). Например, в Хитоцугати из Одачи ката есть 3 последовательных этапа. Это шаги — Шо, Чу и Дай (маленький, средний, большой).
Во время практики большинство методов выполняется Шиката (仕方) против Учиката (打方) используя деревянный меч Боккен. Учиката обычно носит толстые защитные перчатки Ониготэ (鬼籠手). Использование Ониготэ является отличительной особенностью Итто-рю.
Во многих случаях Шиката бьет по Ониготе, но фактически нацелен в голову Учиката. Значит, когда Учиката опускает котэ после удара, киссаки Шиката должен находиться над головой Учиката. Это называется Котэ Гарами Мэн Учи (小手絡み面打ち): Мэнучи, связанный с Котэ.
Роль Учиката (打 方) очень важна в Итто-рю. В роли Учиката выступают самые старшие практикующие.
В Оно Ха Итто-рю есть понятие Эн-но-кири (縁の切): разорвать связь. На самом деле, вы не должны терять связь, как будто она прилагается к последовательности, за исключением последнего момента, когда вы поражаете противника. Однако, как только вы научитесь побеждать с Эн-но-кири, вы должны научиться побеждать с Муэн-но-кири (無縁の切): разорвать несуществующую связь. В этом случае вы разрываете связь перед резом.
Шиката может закончить Кириотоси двумя способами:
Один из способов обеспечения связи при выполнении Кириотоси называют Кобуши Цукэ (拳付け). Для случая, когда вы в Гэдан-но-камаэ, сталкиваетесь с противником в Сэйган, направьте киссаки на кулак противника и продолжайте делать это, когда он поднимает свой меч для удара.
Говорят, для выполнения техники, должны правильно взаимодействовать (работать согласовано) пять элементов. Вот они:
Все эти 5 элементов должны использоваться вместе, чтобы достичь одной истины: Гокаку иттай (互挌一諦):
Си ни тати (死に太刀) — меч, который не может атаковать. В отличие от Икутати (生大刀), меча, который все еще в состоянии выиграть. Однако есть и более философское использование этих терминов:
Кириситенасай (切りしてなさい) или рез (но как настоятельная необходимость, своего рода сильная просьба), согласно учению Иттосая, также является средством отсечения различных мыслей. Отбросить свою гордость и слабости; избавиться от всех преимуществ и недостатков; убрать и своё эго.
В Оно-ха Итто-рю есть двенадцать принципов, называемых Дзюникадзё (十二個条 или 十二ヶ条). На самом деле Дзюникадзё Мокуроку является первым свитком передачи в школе. Вот эти двенадцать принципов:
Дистанция боя и выбор времени — являются частью концепции Ма-ай (間合い), буквальный перевод «расстояние встречи». Но в Оно-ха Итто-рю чаще используют «дистанция боя».
Расстояние, которое больше, называют То-ма (遠間), а меньшее — Чика-ма (近間).
Что касается душевного состояния, Рюрё Мугэ (流露無碍), перевод «плавное стекание росы без препятствий». Это важно. Меч в Оно-ха Итто-рю должен использоваться плавно и спонтанно как роса, стекающая без препятствий. Чтобы достигнуть этого необходимо постоянное осознание (выражено в Муимусин). Тем не менее, психическое состояние не думания ни о чем также важно (Мунен Мусё).
Рюрё Мугэ также совместим с концепцией непрерывного движения.
В Оно-ха Итто-рю есть понятие Иссо Нихай (一勝二敗): «Один — победа, два — поражение». Чтобы победить, нужно действовать. Если принимать меры после ухода от атаки, потребуется два хода. И если противник силен, он победит. Это соответствует понятию, что для победы нужно двигаться вперед. Чтобы победить врага, нужно проявить инициативу. Это не значит мчаться к противнику. В Оно-ха Итто-рю вы также учитесь позволять противнику атаковать, и перехватывать инициативу.
При использовании меча тело и меч должны действовать как единое целое. Это известно как Кенмифуи (剣身不異): «меч и тело неразделимы». Однако и меч, и тело контролируются разумом, поэтому «разум и меч неразделимы»: Кеншинфуи (剣心不異).
В Оно-ха Итту-рю есть также Кенчутай-Тайчукен (懸中待 — 待中懸): будьте готовы реагировать при атаке и готовы атаковать при ожидании. Кенчутай-Тайчукен и Тайчукен-Кенчутай (готов атаковать во время ожидания и к защите при атаке) рассматриваются как одно понятие.
Тагуриучи (手繰り打) — это стратегия, в которой действие начинается с привлечения (Тагури) противника, чтобы нанести ему удар (Учи). Тагури, однако, не просто выманивает, на самом деле это похоже на прядение нити на колесе. Вы удерживаете, одновременно наматывая.
Ичиё Райфуку (一葉来復 или 一陽来復) относится к смене времен года. В Оно-ха Итто-рю это способность менять направление без остановки. Будет сумасшествием использовать ритм двух ударов (делать шаг назад, затем шаг вперед), но оттягивайте на себя и двигайтесь вперед с одним ударом.
Идти прямо вперед, прямо в своего противника, известен как принцип Чусин Чокунью (中心直入). Он является наиболее эффективным подходом, потому что центр противника выглядит сильным, но фактически слаб.
Кураи (位) относится к умственной и физической позиции или подготовленности. Это способность адаптировать физическую стойку, а готовность требует навыков, поэтому Кураи можно рассматривать как отражение своих навыков. Кроме того, в Оно-ха Итто-рю ранг в школе основан на уровне квалификации, поэтому в Оно-ха Итто-рю Курай иногда следует переводить как уровень квалификации, ранг или положение.
В «Кёдзё Гокуи Готэн», наборе из 5 техник (называемых высшими, основными 5 вопросами / пунктами), эта умственная и физическая подготовленность связана с 5 элементами (Гогиё):
Мацу о таваметэ янаги о ору (松をたわめて柳を折る), «Согни сосну, сломай иву» — одна из секретных доктрин Итто-рю, описанных Сасамори Дзюндзо в «Итто-рю Гокуи». Когда оба противника используют жесткие приемы, это приводит к тому, что оба причиняют друг другу боль. Поэтому твердость следует противопоставлять мягкости, а мягкость — твердости.
Также стоит упомянуть понятие Синкобое (進攻 防衛), которое указывает, что лучшая защита — нападение. Ученики Оно-ха Итто-рю учатся никогда не отступать; Даже если в какой-то технике создается впечатление, что он отступает, это всего лишь стратегия, позволяющая заманить врага, чтобы легче было атаковать его.
Понятие Су-Ха-Ри (守 破 籬), описывает стадии, ведущие к мастерству. Это используется не только в Будо, но также и в других дисциплинах, например, в чайной церемонии и игре Го. Су-Ха-Ри описывает процесс обучения в течении долгого времени:
Однако, в Оно-ха Итто-рю есть свои стадии, через которые должен пройти студент:
Омотэ (面) и Ура (裏), буквально спереди и сзади, являются важными понятиями в японской культуре. Они относятся к тому, что может быть показано другим, а что должно оставаться скрытым для посторонних.
Манеры, вежливость, этикет, на японском Рэйги (礼儀) или Рэйхо (礼法), очень важны. Фактически, несколько слов, включая Рэй (礼), обращаются к манерам, вежливости, этикету:
➢ Рэйги (礼儀)
➢ Рэйхо (礼法)
➢ Рэйгисахо (礼儀作法)
➢ Рэйсики (礼式)
По словам Ямага Соко, автора книги «Сэйкё Ёроку» (Основы мудрости конфуцианского учения), в Бусидо важно Рэйги. Он утверждал, что Рэйги не даст результат, если нет любви или уважения к другому человеку. Если не принимать во внимание другую сторону, это не будет истинным Рейги. Это просто сохранение существующего положения. Поскольку семья Ямага взяла на себя ответственность за обучение как Ямага-рю (стратегия), так и Оно-ха-Итто-рю (Кендзюцу) правителям княжества Цугару, концепции Ямага Соко были переданы параллельно с техниками фехтования.
Название места обучения Оно-ха Итто-рю в Токио — Рэйгакудо (礼楽堂), которое можно перевести как «Зал исследования этикета».
Тренировка всегда начинается и заканчивается Зарэй (座礼), поклоном на коленях, по направлению Камиза (это не поклон Камидана, а как ссылка на предков). Это дань памяти Иттосаю и даже учителям перед ним.
Студенты должны начать обучение с понимания, что они наследуют техники от Иттосай.
Рэй (礼) сохраняет важность на протяжении всего обучения.
Обычно обучение Оно-х Итто-рю состоит из:
Примечание: разминка, проводимая в Рэйгакудо, не является специфической для Оно-ха Итто-рю, это общий тип разминки, характерный для Японии.
9 основных Камаэ в Оно Ха Итто-рю:
Эти камаэ обычно тренируются в таком порядке, но Хонгаку повторяется дважды, один раз в конце и один раз после Гэдан-но-Камаэ.
Большую часть времени эти камаэ отрабатываются в порядке, указанном выше. После каждой камаэ, возвращаются в Сэйган за исключением Вакикамаэ, за которой сразу следует Онкен. Касуми начинается с Чудан-Касуми, из которой переходят сразу в Дзёдан-Касуми. Гедан-Касуми (下段霞) чаще всего пропускают, но она может быть выполнена между чудан и дзёдан.
После Дзёдан-Касуми есть Цуки Цуитэ Хонгаку (突き付いて本覚): шаг вперед с цуки (突き), а затем отходим в Хонгаку.
После второй Хонгаку есть или Сури-агэ Мэн (磨上面), или Сури-агэ Котэ Орисики (磨上小手折敷き).
В итоге:
Примечание: в Оно-ха Итто-рю еще много Камаэ. Например:
Гэдан Касуми (下段霞)
Хидари Дзёдан (左上段)
Кобуси Дзёдан (拳上段)
Дай Дзёдан (大上段)
Гьяку Хонгаку (逆本覚)
Хира Сэйган (平正眼)
Синкэн (真剣),…
В Оно-ха Итто-рю, субури практикуют попеременно из Ин (阴) и Йон (阳).
Следующие 2-е серии делают во время каждой тренировки:
Примечание: Практика Кириотоси начинается и заканчивается с Рэй (礼) Оба противника начинают с Рицурэй (立礼 Рэй стоя) не на дистанции боя. Затем они принимают Камаэ с Бокуто, вступая в Ма-ай, чтобы сесть в Сейдза и выполнить Зарэй (座礼, Рэй сидя). Учиката надевает Ониготэ для этой практики.
В конце Кумитачи все делается в обратном порядке (Зарэй, затем Рицурэй).
Кириотоси самая важная техника в Оно-ха Итто-рю. Говорят, что Итто-рю начинается с Кириотоси и заканчивается Кириотоси. Поэтому эта техника выполняется в начале тренировки аналогично Иппонмэ из Одачи Ката, но немного менее формально. Упражнение повторяют несколько раз, начиная и заканчивая Рицурэй.
Ученики изучают Кириотоси на большом расстоянии, заканчивая ударом к горлу. Это называется Деба (出刃). Учиката отходит и принимает Дзёдан-но-камаэ. При этом Учиката избегает реза, в то время как Щиката следует за ним с Семэ-агэ (攻め上げ) и наносит удар в котэ Учиката большим движением.
Есть также Ириба (入刃) вариант, в котором Шиката заканчивает Кириотоси рубящим ударом по голове вместо реза. Это делается на более короткой дистанции и отрабатывается в конце Син-Гё-Со или Ицуцу-но-Кириотоси.
В Оно-ха Итто-рю Кири-отоси (а на продвинутом уровне другие виды кумитачи также) часто практикуется 3-мя различными способами: Син (真), Гё (行), Со (草). Дистанция (Ма), способ перемещения, скорость и место удара отличаются:
Примечание: «Кай-Гё-Со» или «Син-Гё-Со» происходит из трех способов записи в Японской каллиграфии «Содо» (書道): «Кайсо» (楷书), «Гёсо» (行書) и «Сосо» (草書). Начинают с простой, не скорописной формы Кай (или Син) постепенно переходя на стиль полу-скорописи Гё и затем на скоропись Со.
Другое название для такого рода практика — Рандомэ (хотя строго говоря, Рандомэ больше относится к варианту, где Шиката может применить любой Кириотоси).
Существует и другая форма Кириотоси, которую часто используют в обучении, называется Ицуцу-но-Кириотоси (5 видов Кириотоси):
Первые 4 являются Деба, последний — Ириба.
После Кириотоси начинаются Кумитачи. Кумитачи — традиционная форма для отработки техник, в котором формы выполняются Шидачи (受太刀) против Учидачи (打太刀 — подвергается техникам, но тем не менее руководит формой). В большинстве случаев, ученики используют бокуто (или боккен).
Перед началом отработки ката выполняется ритуальное приветствие Кумитачи-но-Хаджиме (組太刀の始め), в котором оба противника выполнять Рей (礼). Оканчивается тренировка ритуальным закрытием, Кумитачи-но-Осамэ (組太刀の納め ).
Хотя все ката могут быть выполнены с мечом, последняя серия (Батто) всегда выполняется с мечом (иайто, хабики, шинкен) вместо бокуто. В этой серии, ката начинаются с извлечения меча.
Примечание: Одачи Кумитачи включает в себя ГоДзюппон или 50 побед, распределенных по 36 столкновениям. Оно-ха Итто-рю имеет систему подсчета, которая делает акцент на количестве побед, а не на количестве столкновений в ката (в одной схватке может быть 1, 2 или даже 3 победы).
Иппонмэ до Гохонмэ — это основные техники Итто-рю Одачи ката. Поскольку основополагающие принципы остальных техник заложены в первых пяти кумитачи, они должны быть досконально изучены. После того, как ученики наработают надлежащую и прочную основу, благодаря практике этих пяти техник они смогут двигаться дальше и без труда освоят другие техники.
Фактически, 50 Одачи Кумитачи являются подготовкой к Кодзё Гокуи Готэн (набор из 5 ката), который Ито Иттосай изучил у Канэмаки Дзисаи (Чудзё-рю и Канэмаки-рю).
В дополнение к оригинальным 50-ти Одачи Кумитачи, которым учил Оно Дзироэмон Тадааки, следующие поколения Сокэ, Оно Дзироэмон Тадацунэ (сын Тадааки) и Оно Дзироэмон Тадао, собрали дополнительный набор из 10 Ваза: Одачи Цука (大太刀追加).
В начале и в конце Кумитачи Рэй делают в Сэйдза. Это вежливый способ проявить уважение. Спина должна быть прямой. Учидачи (обычно более подготовленный ученик) делает паузу на один вдох, Шидачи делает паузу на 3 вдоха. Когда глаза снова встречаются, Шиката следует за движениями Учиката.
В начале каждой техники оба противника разделены в Санген-но-маай. На этой дистанции оба принимают Камаэ и начинают сближаться в Иссоку-Итто-но-маай, расстояние из которого можно эффективно начать.
В конце каждой техники, после Заншин, Учиката и Шиката принимают Ай-сэйган (оба в Сэйган, скрещивая кончики мечей). Затем Учиката опускает киссаки обхватывает рукоять меча (Кашира), отпуская правую руку; Шиката повторяет это. Затем Учиката и Шиката отступают на 5 маленьких шагов в Санген-но-маай. Способ, которым обе стороны сходятся и расходятся, одинаков для всех методов.
Учиката выступает в роли наставника и учит Шиката, который берет на себя роль ученика.
Наиболее подготовленные ученики продолжают изучение других ката,Катагейко (形稽古):
➢ Обучение через повторение ката (формальный набор техник, используемых для передачи техник школы) является неотъемлемой частью практики.
➢ Ката Оно-ха Итто-рю — это Кумитачи (組 太 刀): они выполняются в парах и основаны на реальных боевых ситуациях. Таким образом, как только ученики овладеют базовыми навыками, оппонент может атаковать их с разных направлений и углов, а не только заранее определенным способом. Используемые методы принципиально не меняются, но способ их применения не фиксирован. Ученики должны научиться реагировать соответственно.
➢ Ученики обычно используют деревянный меч Бокуто (木刀), а Учиката (тот, кто руководит), носит толстые защитные перчатки Ониготэ (鬼 籠 手).
➢ Тем не менее, в школе также используется Хабики (刃引き), стальной, в отличие от цинкового Иайто, не заточенный меч. Он более надежный, чем Иайто, но, в отличие от Шинкен, не острый.
➢ Каждая ката (形) состоит из нескольких ваза (техник). Всего в Оно-ха Итто-рю более 150 ваза. К ним относятся ката с длинным мечом, коротким мечом, хабики и батто ката.
Ката Оно-ха Итто-рю изучают в следующем порядке:
Другие ката: