Большинство времени мы отрабатываем техники в паре. Это главная особенность джиу-джитсу. Мешки, макивара, лапы, другие снаряды и приспособления могут помочь при наработке базовых элементов. Но почувствовать технику, понять как она работает, научиться применять ее на разных противниках в меняющейся ситуации можно только на живом человеке. Поэтому взаимодействие с партнером при отработке, особенно на начальном этапе, может повлиять на весь процесс обучения, его продолжительность и достигнутый уровень. Изначально в корю не ставили начинающих вместе, чтобы они своими домыслами и неправильными реакциями не влияли на процесс обучения. Конечно, вы можете понимать, что выполняете неправильные движения, но повторяя их снова и снова, пытаясь добиться правильного выполнения, мы нарабатываем навык, от которого потом придется избавляться. А переучиваться всегда сложнее!

Ошибки бывают у всех. Важно не зацикливаться на них. Не нужно делать множество повторений неправильных действий. В тот момент, когда вы попадаете в такую ситуацию, нужно сделать шаг назад. Возможно, сосредоточиться на отдельном элементе, который не получается. Начать делать медленнее. И сделать много раз. Затем вновь вернуться к обычной практике. Смысл в том, чтобы делать много повторений правильного движения, и очень мало повторений, когда движение неверное. Зачем практиковать ошибки, это не имеет смысла.

Базовые техники (кихон) изучается в форме парной ката. Нападение и ответные технические действия расписаны, вариации при выполнении кихон не допускается. Изучение ката в наших школах является основным методом обучения. Это означает, что большая часть обучения зависит от доброй воли партнера (укэ), который готов предоставить свое тело в наше распоряжение. На самом деле, на эту роль приходится основная часть процесса обучения. Сейчас большинство школ и организаций, практикующих джиу-джитсу, относят свои направления к боевым искусствам. К сожалению, не многие люди в современных условиях готовы бить и работать жестко, как этого предполагают традиционные школы. И это приводит к ряду недоразумений. Отработка техник Дайто-Рю и Хакко Деншин рю — малоприятный опыт. При выполнении техники просто оставляют место для безопасности партнера, но не для комфорта или эстетики. Большинство техник обычно сопровождается болезненными ощущениями.

В корю бу-дзюцу традиционно используют термины укэ и тори. В практике оружейных школ форма для изучения — Кумитачи, техники выполняются Шидачи против Учидачи (подвергается техникам, но тем не менее руководит формой). Несмотря на то, что они возникли в корю, эти термины явно присутствуют и в современных боевых искусствах.

Тем не менее, нужно понимать, что разница между Корю и современных Будо не только в терминологии. В корю, Укэ почти всегда учитель или, по крайней мере, более продвинутый ученик. Укэ будет диктовать интенсивность практики, расстояния и степень усилий. Ко всему прочему взаимоотношения укэ и тори также подкреплены строгой иерархической структурой.

Время тренировки почти поровну поделено между ролью выполняющего технику и принимающего. И если вы делаете разные вещи в разных ролях, то ваше тело и ваш разум просто запутываются. Вы не нарабатываете одно и то же мышление, настрой и движениях снова и снова — вы переключаетесь между техникой и противодействием, и чем-то совершенно другим. И это не развивает правильные привычки. Если вы отрабатываете освобождение от захвата, вы должны уметь провести реальную атаку, а не просто подыгрывать партнеру. То есть идея захвата — не просто схватить кого-то и стоять ждать. Никто никогда не выигрывал бой, просто удерживая кого-то на месте. У вас должно быть намерение сделать что-то активное, чтобы закончить поединок.

Термин, который отсутствует в современном Будо, но часто используется в корю — тэки (敵; враг). Факт, применения этого термина, является существенным, потому что в корне меняет сценарий и динамику отношений между двумя практикующими.

При захвате, вы должны схватить партнера, закрыть его суставы, сделать кудзуси (разрушить баланс противника) и нанести удар или выполнить бросок.

Всё очень просто! Удар, бросок — цель вашей атаки, а не захват.

Сейчас мы тренируемся очень корректно, и многие забыли какие изначально были установки для атак. Это не атака, когда вы хватаете кого-то и просто стоите. Если вы хватаете и пытаетесь начать двигаться, это тоже мало похоже на атаку. Противник просто будет бить вас в такие моменты.

Такой подход нужно исправлять сразу, потому что мы не получаем навыков, соответствующих прилагаемым усилиям. Вместо бойцов или людей готовых ответить на агрессию или атаку, мы после 20-30 лет тренировок получаем здоровых, активных людей, в хорошей физической форме. Но не способных применить навыки в ситуациях, к которым они готовились.

Нужно быть в состоянии применить технику против любого, того, кто сопротивляется, а не взаимодействует в соответствии с ролями, определяемыми ката. Любые действия противника в реальной ситуации не будут добровольными. Противник хочет победить и будет противостоять вам. Если вы серьезно относитесь к своим занятиям, вы должны делать технику реально, чтобы ваши партнеры не просто падали, потому что так предусмотрено.

Да, в некоторых случаях укэ не оказывает реального сопротивления и просто идет по технике. Мы иногда используем такой вариант для разминки или разогрева. Это хорошая практика взаимодействия с партнером, возможно неплохое упражнения для развития физических качеств, но это далеко от наработки боевых навыков.

В современных тренировках мы пытаемся сделать что-то изощренное с партнером, который помогает, или как минимум выступает опорой для техники, вместо оказания сопротивления и выполнения своей атаки. Однако, если мы стремимся к реальному выполнению техники, это не очень правильный способ тренировки.

Значит должна быть хорошая реальная атака. Если возникают проблемы, их нужно решать сразу. Бессмысленно выполнять технику, пропустив удар. Задача атакующего здесь — дать обратную связь, правильные ощущения в том, что вы делаете. В Дайто-рю есть метод, когда вы выполняете технику очень медленно, чтобы прочувствовать структуру и исключить инерционные моменты.

Когда тори отражает атаку, даже если это просто статичный захват в тренировочных целях, атакующий не должен противодействовать. Он должен сохранить первоначальное намерение, поддерживая структуру, необходимую для правильного выполнения техники. Когда атакующий пытается сделать свое движение и сталкивается с вашей структурой, он не должен падать или поддаваться. Выполняющий технику должен получить четкую обратную связь и прочувствовать структуру техники. И только если техника выполняется правильно, укэ падает.

Еще один важный момент при работе в паре. По крайней мере на начальном этапе, обучаемый не должен получать предельного противодействия. Не нужно тренироваться с тем, кто пытается противодействовать техникам или пытается устроить соревнование во время тренировки. Вы потратите больше времени на отработку необходимых навыков и никогда не достигнете высокого уровня мастерства. Но, конечно, вы станете сильнее.

Это очень сложный момент. Вы используете реальные атаки и ваш партнер получает необходимый опыт. Но вам придется вносить поправки в зависимости от уровня, веса или силы партнера. Очевидно, что если схватить кого-то, с уровнем подготовки явно ниже, вам удаться удержать его и не дать сделать технику. Такой же случай может возникнуть у занимающихся одного уровня, но с явной разницей в весе или физической силе. Такое чрезмерное противодействие с «запиранием» партнера не подходит для обучения. Это похоже на попытку пробить головой стену. Да, есть реальная атака, и партнер понимает, что у него есть проблема. Теперь нужно уменьшить усилие до того момента, пока он не сможет выполнить технику. Это может потребовать дополнительного общения или обсуждения.

Мы мало общаемся, когда работаем над техникой. Если мы делаем технику в полную силу, на реальной скорости, мы не всегда можем почувствовать обратную связь от партнера. При плотной работе общение просто может быть не уместно. Но всегда можно спросить после почему не получается техника или в чем проблемы. Когда мы тренируемся обратная связь предполагает и помощь друг другу. Если кто — то сталкивается с проблемами, партнер помогает их преодолеть.

Следующий шаг — сосредоточиться на техниках. Цель техники — кудзуси при контакте с противником. Здесь мы затрагиваем принцип перехвата инициативы. Но нужно понимать, что все определяется в момент, когда мы прикасаемся к противнику. Понять, когда у нас все правильно, трудно — когда все сделано правильно, это легко и просто. И это не хочется анализировать. Партнер просто падает или отлетает. Здесь очень тонкая грань, вы должны полностью доверять тому, что ваши партнеры не подыгрывают, потому что вы не почувствуете разницу.

Вы должны настаивать на том, чтобы ваши партнеры действовали реально, а не просто по сценарию. В первую очередь, это важно для безопасности. Большинство травм и у атакующего, и атакуемого связаны с тем, что они ждали определенных действий и реагировали в соответствии со своими ожиданиями. Очень часто люди вносят изменения в технику по разным причинам. А мы ждем определенных действий. Нужно быть в настоящем моменте, чтобы правильно реагировать на то, что происходит. Это поможет в дальнейшем, когда вы перейдете к изучению хэнка-ваза (варианты техник)  или оё-ваза (прикладные техники).

Если ваш партнер что-то меняет в том, что он делает, ваша техника должна измениться в тот же момент. Вы должны находиться в уравновешенном состоянии, и быть полностью уверенным в партнере, чтобы наработать правильные навыки.