Тэкагами котэ-гаэши (手鏡小手返し)
выкручивание запястья противника
выкручивание запястья противника
За основу была взята статья Курабе Макото Шисэйдо. (Сайт: www.gyakutedo.org/). Курабе Макото Шисэйдо родился в 1950 году. Когда ему исполнилось 30 лет, он начал изучать Гьякуте-дзюдзюцу, направление вышедшее из Хакко-рю в 1970-х годах. В октябре 2013 года, добавив систему Айки-дзюцу, он превратил Гьякуте-дзюдзюцу в Айки-дзюдзюцу Гьякуте-до. Наибольшую популярность данное направление получило в Японии и в Польше.
Поскольку в Японии было создано много будзюцу (боевых систем), учителя использовали Кудэн для передачи специальных глубоких знаний отдельным учащимся. Японское слово Кудэн переводится как «устное знание». У каждого Рюха (стиля) были сокровенные знания практически для каждой техники, и эти знания не записывались, чтобы сохранить конфиденциальность. Эти знания передавались устно, только избранным ученикам. Таким образом пытались сохранить чистоту своей Рюха и передать ее будущему поколению.
Техника, называемая ТэКагами Котэ-гаэши (рука-зеркало поворот запястья), является очень простой техникой, и практически каждый стиль имеет эту технику в своей учебной программе. Название произошло от способа проворота захваченной руки. А именно, выполняющий разворачивает захваченную руку, как будто удерживая компактное зеркало, когда хотят посмотреть на свое лицо.
Этот метод прост, но имеет несколько очень важных деталей. И получить знание об этих важных особенностях, просто наблюдая за чьим-то видео и копируя его, невозможно.
Попробую объяснить эти важное моменты шаг за шагом.
С самого начала почти все допускают одну и ту же ошибку — просто плавно поворачивают руку. Это невозможно сделать на сопротивляющемся противнике. Если поднять руки легко, значит Укэ не серьезно относится к атаке запястий Тори (реальное намерение), и не удерживает и не блокирует поворот руки Тори. Для начального изучения формы это нормально. Но таким образом никогда не получится научиться реальному применению. Укэ должен схватить и удерживать запястье Тори как можно сильнее и крепче, чтобы Тори не мог легко вывернуться. Тори должен найти и освоить способ поворота руки в этой ситуации.
Фото 6. Неправильное движение: если УКЭ удерживает запястья Тори достаточно сильно, Тори не может повернуть руку. Попытка использовать физическую силу приводит к поднятию плеча.
Но как заставить Укэ крепко держаться за запястье пока Тори проворачивает и выводит руку в нужное положение.
Все очень просто! Тори должен воздействовать на руку Укэ со стороны мизинца. Никогда не тяните руку, просто давите локтем. Только таким образом Тори сможет повернуть руку вовнутрь практически без использования силы.
Фото 7. Движение в сторону мизинца противника.
Это очень важный момент, который редко выполняется правильно. Тори начинает поднимать руку и захватывает запястье. В большинстве случаев новички прекращают воздействие на руку Укэ. Укэ может освободиться или продолжить атаку, если захочет. Очень важно продолжать воздействовать на руку Укэ до конца восходящего движения.
Фото 8. Неправильное движение: Тори прижимает захваченную руку к себе. Укэ не чувствует воздействия на свою руку и может легко продолжить атаку.
Чтобы добиться правильного выполнения этого элемента, нужно обратить внимание на движение локтя Тори. В большинстве случаев Тори просто поднимает руку, удерживая её перпендикулярно полу (Фото 9). При таком положении Укэ не чувствует воздействия на свою руку.
Другими словами, рука Тори должна опираться на руку Укэ. Для этого локоть Тори должен быть смещен внутрь к центральной линии тела во время движения. В конце подъема его захваченная рука должна быть расположена на центральной линии, а локоть должен быть смещен внутрь относительно этой линии.
Фото 10. Правильное положение руки.
Фото 11. Положение руки аналогичное Фото 10.
Никогда не оставляйте руку на стороне броска (как показано на Фото 9).
И завершающая часть — сваливание противника. На самом деле, это самый важный момент. Многие даже не подозревают, что не нужно использовать силу, чтобы выполнить рез по руке Укэ с помощью Шуто (手刀). Если все движения выполнены правильно, Укэ опрокидывается буквально одним пальцем. То есть Укэ можно бросить без значительных усилий.
Из позиции, показанной на Фото 12, Тори захватывает руку Укэ снизу и, держа руки вдоль центральной линии, опускает обе руки к ногам и освобождает захваченное запястье, как показано на Фото 13. На этом этапе Укэ полностью выведен из равновесия и наклоняется в сторону. Поэтому его довольно легко бросить, воздействуя Шуто на его согнутую в запястье руку, что не требует значительных усилий. На Фото 14 завершающая стадия броска.
Для многих стилей дзю-дзюцу контроль — самый важный момент, который завершает технику. Таким образом, можно прекратить насилие, не причиняя серьезного вреда атакующему. Для ТэКагами Котэ-гаэши важно блокировать локоть захваченной руки, прижимая его к полу, чтобы Укэ не мог убежать от Удэ Хинэри Кимэ (контроль вращением), как показано на Фото 15. Если этого не сделать, Укэ может избежать контроля просто вращаясь, как показано на Фото 16.