Буквально «Тэ-но-учи» переводится «в руке» (другими словами, внутри ладони) — в Кэндо это может означать хват меча фехтовальщиком, в Кюдо — захват тетивы.

Эта статья является пересказом статьи о Тэ-но-учи, написанной Хакару Мори, Сомучо Дайто-рю айкидзюдзюцу Такумакай. Первоначально была опубликована в № 82 Такумакай бюллетеня.

Тэ-но-учи — это Айки, который воздействует на ладони соперника, обхватившего ваши запястья с тыльной стороны ладони. Возможно будет легче понять, если назвать этот метод «Айки в руке» (掌中の合気) или «Айки в ладони» (掌の裡の合気).

Как пример, это Айки, который применяется, когда у вас захвачены оба запястья. Подняв обе руки вместе, вы заставляете тело противника «всплыть» (Айки-агэ), или бросаете сразу прямо (Айки-нагэ).

Типовая схема применения Айки.

Применение отличается, но это тоже самое движение, которое используется в Хиджи-но-баши (растянутый локоть / 肘 延 ば し). Конечно, рука противника, к которому применяется Хиджи-но-баши, вытянута, а в нашем случае рука соперника согнута в локте в виде крючка ( ¬ ) — Каги-гата («форма ключа» カギ 型).

Рука противника с согнутым локтем является очень важным техническим элементом для выполнения этого метода Айки. И если руки соперника находятся в такой форме, то контроль может быть выполнен с наибольшим эффектом. В частности, Тэ-но-учи использует импульс от тыльной части своего запястья к основанию большого пальца схватившей руки противника. В это время, тыльная сторона моего запястья охвачена ладонью противника. Понятно, что диапазон движения крайне мал. Соответственно, так как нет возможности сделать большое движение, перемещения должны быть очень деликатным.

Когда применяется Айки, наблюдающим со стороны кажется что ничего не происходит. И человек, к которому Айки применяется, не ощущает какой-то особенной силы, пущенной в ход.

Тем не менее, результат говорит сам за себя. С того момента, как Айки применяется, противник не в состоянии освободить свои руки или противодействовать, и  можно свободно направлять их, растягивать или сгибать локоть, вытолкнуть вверх тело, и даже бросить его или опрокинуть.

Это типичная схема применения Айки-дзюдзюцу.

Айки вызывает инстинктивное, бессознательное движение соперника. Соответственно, противник, когда к нему применяется Айки, движется сам по себе, а не следует за вашими усилиями. Мы используем силу противника, прикладывая минимальный импульс в основание большого пальца для того, чтобы перенаправить движение противника в соответствии с нашими намерениями. Все это делается без особых усилий. Если применение силы будет чрезмерным, то оно будет восприниматься противником, как противоборство. Это вызовет ответную реакцию или усиление сопротивления, и эффект от Айки будет равен нулю.

В Дайто-Рю много техник с воздействием на предплечье, с захватом запястья особенно многочисленны. При рассмотрении только техник Айки эта тенденция становится еще заметнее. Большинство наиболее мощных методов — это техники с захватом запястья. Это сложно, но Тэ-но-учи лежит в основе Айки в целом и является важным секретом в обучении Дайто-Рю.

Нет никаких сомнений, что Тэ-но-учи — это трудное Айки. Но трудность не в его сложности, а наоборот.

Всё очень просто! Есть простая схема, простые точки, плюс дыхание, но все это настолько тонко, что понять, прочувствовать весь комплекс крайне сложно.

Сэмпаи нашей школы захватывали руки своих учителей, и к ним применяли Айки. Они постигали этот секрет через ощущения своих рук. Я тоже учился таким же образом. Теперь мы пытаемся передать то, что мы получили нашим кохай (юниорам), и испытываем такие же трудности с объяснениями и передачей.

Обучение Айки в Такумакай.

При обучении в Такумакай, мы практикуем Рюотэ-Дори Айки-агэ или Айки-наге в Идори (居 捕 り) или Ханза-хандачи (半 座 半 立) после разминки и прежде чем мы приступим к основной практике Ката. Это обучение с целью постижения Айки, и является обычной практикой с древних времен.

(В Дайто-рю основным методом тренировки является Ката гейко, то есть выполнение определенного технического действия от условленного нападения. Часто отрабатываются медленно, постоянно контролируя оппонента, не допуская ответных действий, большое внимание уделяется деталям и работе с достаточно сильным ударом или захватом.)

Обе руки на коленях — противник захватывает и удерживает их, нагружая половиной своего веса. С этого момента, пока он давит, поднимите руки вверх — в это время нужно применить Айки к внутренней стороне рук противника, используя тыльную сторону ладони, или техники не сможет быть выполнена.

Новички также включены в эту практику. Но пока они в замешательстве пытаются поднять руки, более продвинутые студенты вокруг демонстрируют технику без труда на различных людях. В Такумакай методы Айки учат с самого начального уровня. На каждой тренировке перед отработкой Ката. Делается это, конечно, не с целью запутать начинающих.

Большинство техник в Такумакай отрабатываются в парах с партнером. Для выполнения техники нужно взять захват и использовать силу ног для сваливания или контроля. Сжимая предплечье противника необходимо через этот захват контролировать его тело. Для того, чтобы выполнить технику точно и правильно, конечно понадобиться приложить усилия.

Для того чтобы применить Айки, выполнить Айки, сила, прочность, технические моменты, используемые при отработке в парах не являются необходимыми требованиями. Можно даже сказать, что они являются препятствием.

Для выполнения Айки нужно использовать инстинктивные бессознательные действия соперника. Вы не должны понять оппонента. Вы не должны пересиливать, перебарывать соперника. По крайней мере, вы не должны дать сопернику почувствовать, что на него воздействуют.

Другими словами, основные принципы, лежащие в основе техник Айки и  методов нарабатываемых при отработке Ката, совершенно различны, можно даже сказать, что они противоположны. Соответственно, сколько бы вы не  тренировались в отработке Ката, это не позволит выполнить техники Айки.

Конечно, обратное также верно. Сколько ни отрабатывай техники Айки, это никак не поможет достичь мастерства в Ката.

Таким образом, можно сказать, что для того, чтобы освоить технику айки-дзюцу, обучение Ката должно проходить параллельно с методами Айки. Иначе они окажутся затертыми техническими принципами используемыми в Ката. На каждой практике, переключение между техническими принципами должно происходить не только интеллектуально, но и на физическом уровне.

Если тренироваться таким образом постоянно, в конце концов, оба набора технических принципов сольются в навыках, и вы станете способны свободно повторять естественные методы айки-дзюдзюцу. Это идеальное вариант, который мы стремимся достичь через тренировки в Дайто-рю.